Противопоказания к арт терапии

https://gestaltinstitute.ge/nav/word_pdf/biblioteka/Art%20Therapy.pdf (очень хорошая книга об арт терапии почитайте)

Арт-терапия берет свое начало в древности. Жрецы, врачи, педагоги и философы использовали разные виды искусства для лечения душевных и телесных недугов. Арттерапия берет свое начало в древности. Жрецы, врачи, педагоги и философы использовали разные виды искусства для лечения душевных и телесных недугов. Влияние живописи, театра, танца, музыки на психоэмоциональное состояние человека побуждало их к размышлениям о их роли в восстановлении функций организма и формировании духовного мира личности.

В целях врачевания разные виды искусства использовались в Древней Греции, Китае и Индии. Так, древние греки считали эффективными средствами воздействия изобразительное искусство, театр, танец, вокалотерапию. Особое значение они придавали музыкотерапии. Терапия осознанным самораскрытием в творчестве вышла из психоанализа З.Фрейда, аналитической психологии К.Г.Юнга, из психодрамы Морено и из динамической теории терапевтической помощи графическим самовыражением америк. педагога М. Наумбурга.

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл — при описании занятий изобразительным творчеством с туберкулёзными больными в санаториях.

В качестве особого вида профессиональной деятельности арт-терапия начала развиваться в Великобритании после Второй мировой войны в тесной связи с психотерапией.

Вторая половина XX в. характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов (в 1963 г. появились Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арттерапевтическая ассоциация). Целями и задачами деятельности этих объединений было содействие сохранению психического и физического здоровья граждан посредством изобразительного искусства и других видов творчества в качестве психотерапевтического инструмента.

В 1970-е гг. Британская ассоциация арттерапевтов сделала первые шаги по внедрению арттерапии в государственное здравоохранение. В это же время начинается подготовка специалистов-арттерапевтов в США и Великобритании. В 1980–90-е гг. характерным для арттерапевтической практики является повышение ее роли в образовании, в частности, в специализированных школах.

Рассмотрение искусства как фактора психического развития детей, обоснование использования изобразительных приемов в работе с детьми в качестве психотерапевтического и психокоррекционного инструмента дается в работах X. Рид (1943), Е. Крамер (1958, 1971). В России такой опыт работы представлен в работах Е.И. Бурно (1989), Г.В. Бурковского, Р.Б.Хайкина (1982), О.А. Карабановой (1997) и др.

В России во второй половине XX в. арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях как в различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии.

Последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в самостоятельный метод с собственной методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием.

А. Копытин предлагает рассматривать арт-терапию как «совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска» [8].

Арт-терапия (от англ. art, искусство) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Основная цель арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания клиента через искусство, а также в развитии способностей к конструктивным действиям с учётом реальности окружающего мира.

Цели арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда вербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между специалистом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах

8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Отсюда и важнейший принцип арт-терапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Задачи арт-терапии таковы: 1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;

2) создать оптимальные для клиента условия, способс- твующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять; 3) помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

К методам арттерапии относятся следующие направления:ДРАМАТЕРАПИЮ, МУЗЫКОТЕРАПИЮ, ТАНЦЕДВИГАТЕЛЬНУЮ ТЕРАПИЮ, БИБЛИОТЕРАПИЮ, СКАЗКОТЕРАПИЮ, ФОТОТЕРАПИЮ, РАБОТА С ГЛИНОЙ, ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, МАСКОТЕРАПИЮ, ЦВЕТОТЕРАПИЮ, ВИДЕОТЕРАПИЮ, ОРИГАМИ, ИГРОТЕРАПИЮ, ИЗОТЕРАПИЮ (рисунок).

n изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

n драматерапия (имаготерапия) — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

n музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

n библиотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

n танцевальная терапия — воздействие через танцевально-двигательную;

n песочная терапия (игра в песок позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие);

n куклотерапия —коррекции поведения посредством кукольного театра;

n фототерапия — для решения психологических проблем, личностного роста и самопознания используется фотография;

Формы арт-терапии

Пассивная форма — клиент использует художествен- ные произведения, созданные другими людьми: рассматри- вает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Активная форма — клиент сам создает продукты твор- чества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные ком- позиции, спонтанные танцы. Смешанная форма — клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, карти- ны, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.

Читайте также:  Противопоказания парацетамола для детей

Формы арт-терапии

Индивидуальная арт-терапия может использоваться по от- ношению к широкому кругу клиентов:

1)к некоторым клиентам, не подлежащим вербальной психотерапии (олигофрены, психотики, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и некоторые другие); 2) к клиентам с неглубокими психическими расстрой- ствами, преимущественно невротического характера; 3) к детям и взрослым, испытывающим определенные затруднения в вербализации своих переживаний (например, из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности), а также сложности этих переживаний и их «невыразимо- сти» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройст- вом); 4) к людям, имеющим хорошо развитую способность к вербальному общению (для них изобразительная деятель- ность может являться альтернативным «языком», более точ- ным и выразительным, чем слова).

Групповая арт-терапия: — позволяет развивать ценные социальные навыки; — связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы; — дает возможность наблюдать результаты своих дейс- твий и их влияние на окружающих; — позволяет осваивать новые роли и проявлять латент- ные качества личности, а также наблюдать, как мо- дификация ролевого поведения влияет на взаимоот- ношения с окружающими; — повышает самооценку и ведет к укреплению личност- ной идентичности; — развивает навыки принятия решений.

Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной Групповая арт-терапии отличается от индивидуальной тем, что: — меньше зависит от арт-терапевта; 59 — предполагает демократичную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников- группы; — требует от участников группы определенных комму- никативных навыков; — требует от участников группы способности адапта- ции к групповым нормам; — требует от арт-терапевта опыта групповой психокор- рекционной работы.

Основная техникаарт-терапевтического воздействия — это техника активного воображения, открывающая клиенту неограниченные возможности для самовыражения и само- реализации в продуктах творчества при активном познании своего «Я».

Арт-терапевтические техники дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищённость и снижая сопротивление изменениям.

Спектр проблем, при решении которых м.б. использованы тех-ки арт-терапии широк:

· Внутри- и межличностные конфликты;

· Кризисные состояния (экзистенциальные, возрастные…);

· Потери;

· Травмы, ПТСР;

· Невротические и психосоматические расстройства;

· Обнаружение личностных смыслов через творчество;

· Консультирование и терапия детей, подростков…

По мнению Э. Кэлиш, изобразительные средства могут использоваться в психодиагностике, консультировании, психотерапии с разными типами клиентов, в сочетании с разными лечебными подходами и на разных стадиях психотерапии, особенно со сложными клиентами, в частности, с теми, кто не способен/не склонен к вербальному общению.

Диагностические и оценочные процедуры арт-терапии основаны на признании бессознательного и того, что образы являются его естественным «языком». В процессе формирования, создания образов происходит оживление воспоминаний, фантазий…и клиент зачастую не осознаёт, какое психологическое содержание раскрывается в образах.

Выделяются след. основные аргументы в пользу эффективности использования образов в консультировании:

· Образы позволяют выражать чув-ва, разнообразные эмоциональные реакции;

· Образы затрагивают как бессознательный, так и сознательный уровень психической деятельности, обеспечивают доступ к довербальным формам психического опыта;

· Помогают в раскрытии проблемного психологического материала и преодолении защит;

· Тех-ки спонтанного и направленного воображения обеспечивают психологические изменения, даже при отсутствии интерпретаций;

· Образы затрагивают прошлый и текущий опыт, а также позволяют выражать представления о будущем; Новые ситуации и модели поведения м.б. смоделированы и проиграны в образной форме, прежде, чем они найдут своё выражение в реальном поведении и будут осмысленны;

· Образы позволяют выражать те мысли, чувства, которые трудно выразить в словах.

Недостатки худ. работы с образами в психотерапии и консультировании:

· Лексическая передача информации – наиболее надёжная, т.к. значение слов относительно устойчиво и является общепринятым, в то время как содержание образов более расплывчато и многообразно (это может вести к неверной трактовке визуальных образов, создаваемых клиентом);

· Содержание визуальных образов может быть искажено или изменено в силу того, что символические образы могут заключать в себе множество различных содержаний;

· Возможно рассогласование между субъективным переживанием образов и их выражением в конкретной худ. форме;

· Как достоинством, так и недостатком является то, что изобразительные методы основаны на активности воображения (некоторые клиенты избавляются от стресса, уходя в мир фантазий…они охотно выражают свои фантазии в рисунках, и их погружение в такую деятельность может вести к уходу от реальной жизни и проблем).

Показания для проведения арт-терапии

n трудности эмоционального развития,

n стресс,

n депрессия,

n импульсивность эмоциональных реакций,

n переживание эмоционального отвержения другими людьми,

n неудовлетворенность семейными отношениями,

n межличностные конфликты,

n ревность,

n чувство одиночества,

n повышенная тревожность,

n страхи, фобии,

n низкая самооценка

Арт-терапия рекомендуется детям с 6 лет. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остаётся в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции.Прежде чем использовать методы арт-терапии со взрослыми клиентами следует принять во внимание разнообразные факторы. Этот подход становится несбалансированным, если консультант предлагает клиенту такой вид деятельности без тщательного взвешивания их целесообразности, или не оставляя достаточного времени для обработки её результатов. Использование арт-терапии также может быть непродуктивным, если клиент является проф. художником (причиной этого м.б. то, что такие клиенты уже поддерживают себя через творческое самовыражение, поэтому подобные задания в процессе терапии могут вызвать ощущение того, что человек работает) – очевидно, что подобный барьер можно преодолеть, если предложить клиенту тот вид деятельности, который очень сильно отличается от его вида деятельности.

Противопоказания к арт-терапии:

1) Маниакальное состояние

2) Нарушения сознания

3) Тяжелые депрессивные расстройства.

Литература:

Копытин А. И., Корт Б. Создание талисманов в арт-терапии (эл.версия: https://www.art-therapy.ru/publication/content/37.htm)

Лебедев Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2007

Кудрин А. В. Методы арт-терапии в практике психологического консультирования // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна», 2009, № 3 (https://www.psyanima.ru)

Читайте также:  Ингаляционные анестетики показания противопоказания

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Арт-терапия детей и подростков. Возможности арт-терапии в образовании.

Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.(лечений изобразительным исскуством)

Большое влияние на развитие арт-терапии оказал психоанализа. В соответствии с принципами психоаналитической концепции конечный продукт творчества пациента расценивался как выражение неосознаваемых процессов, происходящих в его психике (что-то нарисованное карандашом, написанное красками, вылепленное или сконструированное пациентом).

Арттерапия как метод психокоррекционного воздействия осно­вывается на развитии двух базовых психологических способностей человека: символической функции мышления и воображения и творческих процессов самовыражения, формирования направлен­ности на поиск новых, нестандартных решений проблем.

Цели арт-терапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда вербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между специалистом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах

8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Отсюда и важнейший принцип арт-терапии — одобрение и принятие всех продуктов творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы и качества.

Задачи арт-терапии таковы: 1) акцентировать внимание клиента на его ощущениях и чувствах;

2) создать оптимальные для клиента условия, способс- твующие наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые он привык подавлять; 3) помочь клиенту найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.

К методам арттерапии относятся следующие направления:ДРАМАТЕРАПИЮ, МУЗЫКОТЕРАПИЮ, ТАНЦЕДВИГАТЕЛЬНУЮ ТЕРАПИЮ, БИБЛИОТЕРАПИЮ, СКАЗКОТЕРАПИЮ, ФОТОТЕРАПИЮ, РАБОТА С ГЛИНОЙ, ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, МАСКОТЕРАПИЮ, ЦВЕТОТЕРАПИЮ, ВИДЕОТЕРАПИЮ, ОРИГАМИ, ИГРОТЕРАПИЮ, ИЗОТЕРАПИЮ (рисунок).

n изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.;

n драматерапия (имаготерапия) — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;

n музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;

n библиотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;

n танцевальная терапия — воздействие через танцевально-двигательную;

n песочная терапия (игра в песок позитивно влияет на эмоцио­нальное самочувствие);

n куклотерапия —коррекции поведения посредством кукольного театра;

n фототерапия — для решения психологических проблем, личностного роста и самопознания используется фотография;

Формы арт-терапии

Пассивная форма — клиент использует художествен- ные произведения, созданные другими людьми: рассматри- вает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

Активная форма — клиент сам создает продукты твор- чества: рисунки, скульптуры, истории, музыкальные ком- позиции, спонтанные танцы. Смешанная форма — клиент использует имеющиеся произведения искусства (музыкальные произведения, карти- ны, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества

Механизмы коррекционного воздействия арт-терапии на личность

Важнейшей техникой арт-терапевтического воздействия являетсятехника активного воображения, направ­ленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направ­ления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных воз­можностей для самовыражения и самореализации в продук­тах творчества, утверждением и познанием своего «Я». Соз­даваемые клиентом продукты, объективируя его аффектив­ное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (род­ственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослу­живцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со сто­роны окружающих, принятие ими продуктов творчества по­вышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

В качестве еще одного возможного коррекционного ме­ханизма, по мнению сторонников обоих направлений, мо­жет быть рассмотрен сам процесс творчества как исследо­вание реальности, познание новых, прежде скрытых от ис­следователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволя­ет в особой символической форме реконструировать конф­ликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реак­ции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучи­тельного к приносящему наслаждение» (Л. С. Выготский, 1987).

Мотивы, побуждающие продуктивное твор­чество детей и подростков в процессе арт-терапии.

Важнейшими мотивами, побуждающими продуктивное творчество в процессе арттерапии, являются:

1. Мотив эмоциональной экспрессии — стремление субъекта выразить свои чувства и переживания в активной, действенной форме. Эта психологическая особенность восприятия ребенком сказок, литературных произведений, театральных постановок была проанализирована А. В. Запорожцем, который указывал на эмоционально-действенный характер сопереживания детьми героям произведений [58]. Ребенок нуждается в экстернализации своих чувств и переживаний, объективировании их во внешней форме, однако то, какова будет экспрессия аффекта, насколько она сможет продвинуть ребенка в развитии его толерантности к неблагоприятным эмоциональным воздействиям, зависит от репертуара средств эмоционального выражения. Задачей арттерапии в этом случае становится обогащение репертуара ребенка психологически эффективными и адекватными средствами активно-действенного выражения своих чувств и переживаний — изобразительными символико-моделирующими средствами.

2. Мотив, реализующий потребность субъекта в самопознании, стремление понять свои желания, разобраться в себе.

3. Мотив общения, реализующий потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя для этого продукты своей деятельности.

4. Мотив познания мира, выражающий стремление человека к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, выражающей одновременнопристрастное субъектное отношение к миру и ограниченность возможностей субъекта, стоящего на определенной ступени развития, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.

Читайте также:  Хурма полезные свойства и противопоказания при болезнях почек

5. Мотив получения социального одобрения, подтверждения самоценности и социальной значимости личности. Хорошо известно, насколько заинтересованно и внимательно относятся дети дошкольного и младшего школьного возраста к оценке взрослыми их рисунков, сочинений, поделок, воспринимая эту оценку в значительной мере как подтверждение или отрицание их личностной значимости и выражение уважения к себе.

Рассматривают различные формы арт-терапии при работе с детьми, подростками и взрослыми. И однако более распространенными являются два основных варианта арт-терапевтической работы — индивидуальной и групповой арт-терапии. Каждая из них, в свою очередь, имеет разновидности.
Индивидуальная арт-терапия
Индивидуальную арт-терапию можно использовать для широкого круга клиентов. Так, некоторые клиенты (олигофрены, люди преклонного возраста с нарушениями памяти и др.) в ряде случаев могут довольно успешно заниматься с арт-терапевтом как индивидуально, так и в группе: имея возбужденное способность к вербальной коммуникации, они нередко выражают свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них и не могут создавать художественные образы, простая манипуляция и игра с материалами порой оказывается очень важным фактором их активизации, тренировки сенсомоторных навыков, мышления, памяти.
Особую ценность арт-терапевтическая работа имеет для детей и взрослых, которые имеют определенные трудности в вербализации своих переживаний, например, через речевые нарушения, малоконтактність, а также сложность этих переживаний и «невимовність» (у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством).
Индивидуальная арт-терапевтическая работа может продолжаться довольно долго. Во многих случаях — несколько месяцев или даже лет. Основаниями для завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются изменения в состоянии и характере изобразительной деятельности клиента, что отражают положительную динамику арт-терапевтического процесса.
Групповая арт-терапия
Групповые формы арт-терапевтической работы в настоящее время используются очень широко, причем не только в здравоохранении, но и в образовании, социальной сфере.
М.Лібманн подчеркивает, что групповая арт-терапия:
— позволяет развивать ценностные социальные навыки;
— связана с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяет решать общие проблемы;
— дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
— позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как ролевое поведение влияет на взаимоотношения с окружающими;
— повышает самооценку и приводит к укреплению личной идентичности;
— развивает навыки принятия решений.
Различия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она:
— предполагает особую «демократическую» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственностью участников группы, меньшую степень их зависимости от арт-терапевта;
— во многих случаях требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к группових норм.
Основная цель групповой арт-терапии заключается в определении изменений в состоянии и социальном поведении участников группы. Существует несколько вариантов групповой арт-терапии, которые различаются между собой, главным образом, по степени группового взаимодействия и структурированности:
— студийная открытая группа (преимущественно неструктурированная);
— аналитическая закрытая группа (разная степень структурированности);
— тематически ориентированная группа (разная степень открытости и структурированности).
этапы арт терапии

.И. Копытин (2002) выделяет следующие основные этапы арт-терапевтического процесса:

1) подготовительный этап;

2) этап формирования отношений и начала изобразительной деятельности клиента;

3) этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента;

4) завершающий этап.

Подготовительный этап.Подготовительный этап арт-терапевтического процесса включает:

1) первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии;

2) разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художествен­ной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;

3) заключение психотерапевтического контракта, регламентирующего общие цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий, и другие моменты;

4) создание «безопасного пространства».

Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности клиента. Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапев­тического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфлик­тов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента. Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапев­тических отношений, консолидацией личности клиента и его постепенным пере­ходом от хаотичного поведения и изобразительной деятельности к созданию бо­лее сложной изобразительной продукции с осознаванием ее психологического со­держания и связи со своим опытом и системой отношений.

Завершающий этап.Данный этап можно рассматривать как период подведения итогов и оценки резуль­татов психотерапии.

Показания для проведения арт-терапии

n трудности эмоционального развития,

n стресс,

n депрессия,

n импульсивность эмоциональных реакций,

n переживание эмоционального отвержения другими людьми,

n неудовлетворенность семейными отношениями,

n межличностные конфликты,

n ревность,

n чувство одиночества,

n повышенная тревожность,

n страхи, фобии,

n низкая самооценка

Арт-терапия рекомендуется детям с 6 лет. На этом возрастном этапе изобразительная деятельность остаётся в рамках игрового экспериментирования и не становится эффективной формой коррекции.Прежде чем использовать методы арт-терапии со взрослыми клиентами следует принять во внимание разнообразные факторы. Этот подход становится несбалансированным, если консультант предлагает клиенту такой вид деятельности без тщательного взвешивания их целесообразности, или не оставляя достаточного времени для обработки её результатов. Использование арт-терапии также может быть непродуктивным, если клиент является проф. художником (причиной этого м.б. то, что такие клиенты уже поддерживают себя через творческое самовыражение, поэтому подобные задания в процессе терапии могут вызвать ощущение того, что человек работает) – очевидно, что подобный барьер можно преодолеть, если предложить клиенту тот вид деятельности, который очень сильно отличается от его вида деятельности.

Противопоказания к арт-терапии:

1) Маниакальное состояние

2) Нарушения сознания

3) Тяжелые депрессивные расстройства.

Источник