Противопоказания при умственной отсталости
Умственная отсталость – особое психическое состояние, при котором интеллектуальное развитие ограничено пониженным уровнем функционирования центральной нервной системы. В абсолютном большинстве случаев проблема проявляется в детстве. Отсталый ребенок может развиваться только до того уровня, которым он будет ограничен. Наиболее распространена легкая степень УО. Она наименее опасна и при своевременной терапии поддается лечению. Особенности и признаки легкой умственной отсталости важно знать всем родителям, чтобы при малейших подозрениях максимально быстро обратиться к врачу.
Классификация, формы и причины
УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:
Степень УО | IQ | Умственный возраст |
Легкая | 50-69 | 9-12 лет |
Умеренная | 35-49 | 6-9 лет |
Тяжелая | 20-34 | 3-6 лет |
Глубокая | <20 | До 3 лет |
По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.
Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.
Олигофрения
Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.
Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:
- Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
- Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
- Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
- С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
- С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.
Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:
- Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
- Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
- Родовые травмы у новорожденных;
- Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
- Алкоголизм или наркомания родителей.
При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.
Различные заболевания, влияющие на интеллектуальное развитие, могут передаться по наследству. Тогда умственная отсталость может проявиться значительным образом только через несколько лет.
Деменция
Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:
- Травмы головного мозга;
- Менингит или др. инфекционные заболевания;
- Шизофрения;
- Эпилепсия, инсульт.
Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.
Симптоматика
При легкой умственной отсталости IQ ребенка не превышает показатель в 69 единиц. Внешние отличия от сверстников практически отсутствуют. В большинстве случаев проблема дает о себе знать при обучении или общении. Особенностью такой степени отсталости является достаточно хорошая память, а также осознание своего состояния. Практически все, кто страдает от легкой УО, стараются скрывать свою проблему.
Симптоматика всегда одинакова. Различия между разными клиническими случаями минимальны. Это позволяет быстрее определить наличие проблемы. Симптомы умственной отсталости у детей раннего возраста следующие:
- Развитие происходит с заметной задержкой, что проявляется в более длительном обучении держанию головы, ползанию, ходьбе и другим двигательным навыкам;
- Диагностируется задержка развития эмоциональной составляющей, проявляющаяся в том, что малыш испытывает очень мало эмоций, которые появляются совсем ненадолго, а также он намного позже начинает улыбаться;
- Отсутствует понимание того, как именно нужно играть с теми или иными игрушками, зачастую ребенок применяет их специфичным образом;
- Такие дети начинают говорить только после 3-х лет, при этом у них очень ограниченный словарь, а речь невнятная;
- Ребенок не выделяет себя на фоне окружающих, а также не может четко сформулировать свои мысли.
Дети с умственной отсталостью более старшего возраста выделяются на фоне окружающих сильнее. Их поведение соответствует младшим возрастам, что позволяет быстро распознать наличие УО. При взрослении у таких детей появляются новые симптомы:
- Трудности с участием в командных играх;
- Проявляется апатия, раздражительность, агрессия;
- Отсутствие понимания сюжетно-ролевых игр, сложности с моделированием нереальных ситуаций в жизни;
- Плохая концентрация, рассеянность мыслей. Такие дети предпочитают выполнять однообразные действия, не требующие активной работы мозга;
- Низкие творческие способности, отсутствие фантазии и чувства юмора, дети не могут увидеть скрытый смысл в пословицах, сказках;
- Проблемы с точным запоминанием длинных фраз, т.к. они страдают от ограничения объема памяти;
- Простые интересы, включающие в себя просмотр ТВ, чтение сказок, видеоигры;
- Легко поддаются чужому влиянию, любят подражать другим людям.
В большинстве случаев симптомы одинаковы, отсутствовать могут лишь некоторые из них. При легкой УО, которая сохраняется у взрослого человека с детства, остаются все симптомы.
Больного с УО не призовут в армию, ему не выдадут водительские права, а также не допустят до госслужбы.
Диагностика
При первых подозрениях на умственную отсталость важно сразу же обратиться к врачу. Детские болезни нужно начинать лечить максимально быстро, чтобы получить положительный эффект. При затягивании вероятность значимой результативности применения медицинских препаратов значительно снижается.
Самостоятельно такую болезнь обнаружить сложно, определять ее нужно с помощью врача и специальных методов исследований. Диагностика умственной отсталости легкой стадии включает несколько способов проверки организма ребенка:
- Беседа с ребенком (если это возможно) и его родителями, составление точной картины его поведения и психического состояния.
- Изучение медицинских записей из детсада или школы, а также больниц.
- Применение таблиц соответствия развития (для младенцев).
- Проведение специализированных тестов для проверки интеллекта и способности к обучению.
- Дополнительная консультация у невролога или детского психотерапевта при необходимости.
- Анализы крови и мочи, ЭЭГ.
После проведения всех необходимых исследований врач ставит окончательный диагноз и дает рекомендации, которые помогут ускорить развитие ребенка. Очень важно отнестись к ним с максимальной серьезностью, т.к. они могут оказать огромное влияние на мозг малыша.
Диагноз можно снять в любой момент, запросив проведение специальной экспертизы, которая докажет выздоровление.
Лечение
При правильном лечении умственной отсталости дети способны достичь необходимой самостоятельности и жить полноценной жизнью. При таком положительном прогнозе есть один серьезный минус, выражающийся в повышенном риске, что у таких людей родится отсталый ребенок, причем степень олигофрении может быть выше, чем у родителей. Тем не менее, происходит такое не всегда.
Медикаментозное лечение
Под правильным лечением подразумевается комплексный подход к решению проблемы. Точные назначения может дать только лечащий врач. Если УО вызвана другими заболеваниями, то первоочередной задачей становится их устранение, для чего применяются соответствующие лекарственные средства.
Для лечения самой УО применяются несколько видов медикаментов:
- Ноотропы (Пирацетам, Пантогам, Энцефабол). Они позволяют улучшить обменные процессы в тканях мозга, что способствует ускорению интеллектуального развития ребенка.
- Витамины группы B (Глутаминовая кислота, Церебролизин). Улучшают функционирование мозга, эффект такой же, как при приеме ноотропов, но зачастую назначаются сразу оба вида препаратов.
- Нейролептики или транквилизаторы. Принимать их нужно только при психических нарушениях, причем целесообразность приема определяется индивидуально врачом, как и то, какие именно препараты нужно приобрести.
Иные медикаменты назначаются в редких случаях. Тем не менее, воздействия перечисленных средств будет недостаточно, т.к. подход к лечению должен включать в себя также правильный образ жизни.
Самостоятельно назначать лекарства при УО категорически запрещено. Этим должен заниматься только квалифицированный врач после проведенных обследований.
Народное лечение
Нетрадиционные методы лечения для многих людей кажутся более привлекательными, из-за чего они начинают применять именно их, даже не думая посетить врача. Оказать положительное влияние на детей с УО могут несколько растений:
- Женьшень;
- Китайский лимонник;
- Алоэ.
Следует понимать, что в некоторых случаях такие растения могут вызвать психозы и проблемы с поведением, т.к. оказывают прямое влияние на психику. Перед их применением рекомендуется консультироваться с лечащим врачом, чтобы избежать возможных негативных последствий.
Особый образ жизни
Крайне важно дополнять медикаментозное лечение особым образом жизни. Это важнейшая составляющая лечения людей, страдающих УО. Комплексное воздействие позволяет добиться повышения уровня IQ ребенка на 15 единиц, что является довольно хорошим результатом.
Важно выполнять следующие условия и правила:
- Посещать курсы рефлексотерапии, включающие в себя точечный массаж. Это стимулирует кровообращение и все обменные процессы в голове.
- Придерживаться правильного питания. Качественная еда, не содержащая вредных добавок, улучшает здоровье ребенка.
- Правильно подбирать увлечения. Регулярные прогулки, игры на свежем воздухе, лечебная физкультура, легкий спорт, игра на музыкальных инструментах, общение со сверстниками – все это оказывает положительное влияние на общее развитие.
- Заниматься саморазвитием. Интеллектуальные игры, загадки, а также другие различные способы провести время с интересом и пользой – очень важны для умственно отсталого ребенка.
- Наблюдаться у врача, посещать специальные курсы. Всем детям, страдающим от УО, нужно регулярно ходить к врачу и на специальные курсы, где профессионалы помогут им быстрее развиться по особой методике.
Не менее важной является поддержка всей семьи. Родители должны поощрять стремление к развитию у своего ребенка, при этом следует сделать все необходимое, чтобы он всегда оставался довольным и радовался своей жизни.
Дети с легкой отсталостью получают степень инвалидности и соответствующее удостоверение, которое упрощает им жизнь.
Особенности обучения
Ребенок с умственной отсталостью имеет особые образовательные потребности. Ему не подходит привычная всем школьная программа. Обучение таких детей проводится в спецшколах, где их обеспечивают теми знаниями, которые им требуются. Учителя делают упор на изучение элементарных вещей, уровень социальной адаптации и навыки самостоятельной жизни. После прохождения обучения дети могут сами принимать решения, делать то, что требуется, полноценно работать. Для последнего проводятся специальные уроки, направленные на трудовую деятельность, после которых ребенок овладевает желаемой профессией (маляр, сантехник и т.д.).
Жизнь с УО
Умственная отсталость легкой степени не так страшна, как кажется. Люди с таким диагнозом могут прожить всю жизнь, причем она будет полноценной и насыщенной. Для этого нужно лишь своевременно заняться комплексным лечением, посетив врача. Если родители обеспечат ребенку комфортные условия для развития, то выздоровление станет вполне реальным.
Умственная отсталость
Умственная отсталость – психическая болезнь? Этот вопрос обычно задают первым испуганные родители.
Умственной отсталостью называют особое состояние психики ребенка, при котором функционирование его центральной нервной системы и интеллект формируется с уровнем низким или ниже среднего.
Специалистами доказано, что такой ребенок может обучаться до обозначенного предела его индивидуальных возможностей.
Внимание! Родителям детей, которым выставлен этот диагноз, следует уяснить, что не нужно «делать все возможное», чтобы «вылепить» всеми правдами и неправдами из своего ребенка копию других, «нормальных» детей.
Но это совсем не означает, что на ребенка нужно «махнуть рукой» и пустить ситуацию на самотек. Чем раньше родители обратятся за помощью к опытному психологу и квалифицированному детскому психиатру и начнут обращаться с ребенком в соответствии с рекомендациями специалистов, тем быстрее он сможет интегрироваться в социум. А именно это – самая важная задача, которую можно осуществить только с учетом индивидуальных особенностей психики ребенка.
Умственная отсталость – как ее определить?
Недостаточное развитие психических процессов и задержка умственного развития проявляют себя нарушениями интеллекта в той или иной степени.
Почему это происходит?
Все «ненормальные» проявления – это результат различных патологий головного мозга и центральной нервной системы и мозга. Поэтому ребенок не может адаптироваться в социуме.
О симптоматике
Симптоматика проявляются:
- в интеллектуальном развитии;
- в психомоторных функциях;
- в проявлении эмоций;
- в волевых качествах.
Олигофрения и умственная отсталость – что это?
«Олигофрения» – это греческое слово, которое переводится как « малый ум», «малоумие». Термин ввел в употребление Э. Крепелин.
Под этими двумя словами – умственная отсталость и олигофрения в психиатрической практике подразумевается одно и то же – нарушение интеллектуального развития.
Внимание! Диагноз «олигофрения» выставляется исключительно в случаях установления точной причины патологии. Если же истоки не установлены, то в тогда случаях принято использовать словосочетание «умственная отсталость».
В чем отличие двух терминологий?
Умственная отсталость – это медицинский термин, рамки которого значительно шире диагноза олигофрения. В этом случае имеют в виду не только отставание психоэмоционального развития, вызванного органическими патологиями. Сюда включают и те варианты, когда ребенок «запущен» в социальном и педагогическом аспектах.
Врачи- психиатры говорят, что олигофрен – это специфический индивид, который не способен самостоятельно адаптироваться в окружающей среде.
Какая бывает умственная отсталость?
Существует два вида детской умственной отсталости:
- врожденная;
- приобретенная.
Врожденная, то есть олигофрения, это вид отсталости, которая наблюдается уже у новорожденного. Этот дефект психики не поддается коррекции, интеллектуальное развитие не приходит в норму. Даже взрослый человек остается по интеллектуальным способностям таким же, как и был ранее. Психиатры говорят об олигофрении как о непрогредиентном процессе.
Приобретенная, то есть деменция, вид отсталости, при котором снижение интеллекта соответствует определенному периоду жизни человека. Для такого вида отсталости характерно так называемое прогредиентное течение, с постепенным развитием и нарастанием симптоматики.
Степень отсталости подлежит измерению (коэффициент IQ) по количественному показателю. Проводится с помощью специально разработанных стандартных психологических тестов.
Умственная отсталость. Определение степени IQ
Вопрос степени нарушения при умственной отсталости у детей стоит весьма остро. Именно от этого зависит в конечном итоге дальнейший прогноз по заболеванию и комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию ребенка в окружающей среде.
Степень тяжести нарушений интеллектуального развития может колебаться в широком диапазоне.
В классической психиатрии при классификации принято выделять три степени заболевания:
- дебильность;
- имбецильность;
- идиотия.
Внимание! В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) обозначено четыре степени, вместо трех:
- дебильность в легкой степени с уровнем IQ 50 — 69 пунктов;
- имбецильность в умеренной степени с уровнем IQ 35 — 49;
- имбецильность — тяжелая степень с уровнем IQ 20 — 34;
- глубокая идиотия с уровнем IQ меньше 20.
Необходимо понять, что детская умственная отсталость терапии не поддается. Но врачи-психиатры при отсутствии противопоказаний оказывают посильную медицинскую помощь таким пациентам. Например, назначаются стимулирующие медикаментозные средства, которые способны дать некоторый лечебный эффект, обозначенный рамками индивидуальными биологическими возможностями.
Что можно сказать родителям?
От каких факторов в большей мере зависит процесс интеллектуального развития, качество и скорость адаптация в социальной среде умственно отсталого ребенка? Необходимо своевременно подбирать индивидуальную систему коррекции, разрабатывать программы обучения и обозначить методику воспитания.
Какие причины вызывают умственную отсталость?
Первый фактор – формирование интеллектуальных способностей, который определен генетикой. Следующий фактор — среда.
Следует понимать, что те дети, которые родились в семье, где уже имеются родственники со сниженным интеллектом, уже изначально входят в группу риска.
Внимание! Генетической предрасположенностью обусловлено более половины случаев умственной отсталости в тяжелой степени. Но следует понимать, что лишь генетический фактор – это большая редкость.
Примерно восемьдесят случаев из ста составляют пациенты, достоверная причина заболевания у которых не определена.
Перечень возможных причин включает:
- наследственные заболевания нервной системы и метаболические патологии, например, кретинизм, фенилкетонурия, а так же врожденные аномалии хромосом;
- внутриутробные инфекции, включая цитомегаловирус, краснуху, ВИЧ;
- интоксикация (алкоголь, токсические вещества) и прием наркотиков;
- употребление некоторых медикаментозных препаратов, например, антиконвульсантов;
- медицинские процедуры, например, химиотерапия;
- радиактивное облучение;
- недоношенность плода в большой степени;
- патологические роды (применение щипцов, асфиксия, сложная многоплодная беременность, родовые травмы;
- гипоксия (кислородное голодание) головного мозга;
- травмы головного мозга;
- нейроинфекции, например, нейроэнцефалопатия;
- психоэмоциональная депривация;
- социально-педагогическая запущенность;
- скудное питание.
Как диагностируется умственная отсталость?
Поскольку диагноз – это то, что способно изменить судьбу и предопределить всю дальнейшую жизнь, обследование следует проводить только в специализированном медицинском учреждении, где к услугам пациентов врачи с большим опытом работы и достаточной квалификацией.
Психическая задержка становится заметной в тот период, когда у детей происходит формирование речевых и двигательных навыков. Этот возраст приходится на период от двух, двух с половиной и трех лет.
Родителям следует обратить внимание:
- как хорошо и уверенно ребенок держит головку;
- когда он сидится;
- как ползает;
- как произносит первые звуки, лепечет.
Внимание! Дети с умственной отсталостью очень импульсивно реагируют на происходящее вокруг. У них наблюдается крайность в проявлении эмоций, их побуждения часто отличаются примитивностью и бесцельностью. Есть характерная особенность в мышлении, которое практически всегда и в любой обстановке можно обозначить как преобладание конкретного над абстрактным. Если есть подозрения на отставание ребенка в интеллектуальном развитии, следует немедленно обратиться к специалистам.
При проведении специальных психологических тестов необходимо всегда подвергать сомнению первый их результат. Вероятность ошибки существует и потому тестирование повторяется неоднократно.
На тестирование может повлиять множество факторов – инфекционное заболевание, которое перенесено недавно, двигательное и сенсорное расстройство, отличия в культуре и расовая принадлежность, языковые барьеры.
Многие спрашивают: можно ли самостоятельно в домашних условиях провести такой тест?
Разработаны специальные опросники для таких целей, но они – лишь первый шаг. Только специалист может разобраться – существует ли проблема на самом деле.
Любая задержка или недостаточность развития психики, при которых нарушаются интеллектуальные способности.
Следует понимать, что отставание развития вполне может сочетаться с самыми разнообразными соматическими патологиями и любым расстройством психики. При этом адаптивное поведение нарушено у таких детей всегда. Если социальная поддержка в этом случае имеет должный уровень, то нарушения проявляются не ярко.
При обозначении коэффициента IQ врач учитывает особенности культурной среды.
У маленьких детей проводится диагностика зрения, слуха и специальные диагностические исследования на интоксикацию. Существуют определенные трудности диагностики у детей раннего возраста. Необходимо как можно раньше дифференцировать умственную отсталость от других психических заболеваний, в том числе и ранней шизофрении.