Всд показания и противопоказания к занятиям физической культурой

Всд показания и противопоказания к занятиям физической культурой thumbnail

Врачи не перестают твердить о пользе физических занятий и рекомендуют их при многих заболеваниях в целях профилактики. Главное, чтобы нагрузки были дозированными и постоянными. Но совместимы ли ВСД и спорт? На этот вопрос специалисты не дают однозначного ответа.

ВСД считается сложным заболеванием. Если при систематических занятиях можно говорить об улучшении самочувствия, то сложные упражнения и сильные нагрузки могут нанести непоправимый вред. Главное в понимании того, можно ли заниматься усиленным спортом при ВСД, прислушаться к своему организму, учитывать симптомы, степень развития болезни, рекомендации врачей. Нужно выбрать приемлемый вариант,  учитывать  показания и противопоказания, направить нагрузку на излечение, улучшение физического и психологического самочувствия.

Что такое ВСД?

Вегето-сосудистая дистония – заболевание сердца, способное привести к неприятным симптомам:

  • покалывание, тяжесть в груди;
  • одышка;
  • головокружение;
  • скачки давления (гипертонические и гипотонические кризы);
  • головная боль;
  • затрудненность дыхания;
  • повышенная тревожность и утомляемость.

При ВСД начинает давать сбой вегетативная нервная система, а организм испытывает недостаток кислорода и питательных веществ. Поэтому важно вовремя отреагировать на появление спазмов в сосудах и симптомов болезни, предпринять меры профилактики, дабы не запустить патологический процесс, который может привести к серьезным последствиям.

Постановкой диагноза занимается специалист, самолечение недопустимо. Только на основании результатов электрокардиограммы врачом будет разработана лечебная методика и физические занятия. Вид спорта должен поспособствовать положительной динамике, успокаивающе действовать на сердечно-сосудистую систему, вестибулярный аппарат.

Всд показания и противопоказания к занятиям физической культуройПри ВСД нужно выбирать легкие упражнения

Что можно и что нельзя при ВСД?

При ВСД пациентам рекомендуется больше дышать свежим воздухом, укреплять мышцы, дыхательную систему, наладить питание. Полезно совмещать прогулки и отдых с занятиями, укреплять все группы мышц и психику, настроиться на положительный заряд.

Допустимо проведение занятий дома или в тренажерном зале. Главное -создать удобную, спокойную атмосферу и не забывать о дозировании нагрузок.

Основные виды спорта, рекомендованные пациентам при ВСД:

  • бег трусцой утром способен устранить неприятные признаки болезни и поддержать физическую форму;
  • фитнес, степ-аэробика, но с установкой платформы на небольшую высоту;
  • езда на велосипеде с целью разработки мышц ног и спины, устранения признаков варикоза;
  • плавание как щадящий метод при ВСД для тренировки вестибулярного аппарата, бассейн также поможет избавиться от лишних килограммов;
  • катание на коньках для нормализации дыхательной системы, разработки мышц;
  • бодибилдинг, который могут предпочесть люди с ВСД;
  • фитбол с умеренной нагрузкой с целью укрепления сосудов.

Всд показания и противопоказания к занятиям физической культуройХодьба при ВСД

Уместны тренажеры (велоэргометр, беговая дорожка, гребля) для проведения занятий в домашних условиях. Можно сочетать упражнения, например: растяжку и плавание либо аэробику с силовыми упражнениями. Главное – не допускать проявлений признаков аритмии, скачков артериального давления. Физические тяжелые нагрузки при ВСД должны проводиться правильно и плавно, начиная с 8-12 минут и перерывом между упражнениями на 3-4 минуты.

Можно ли бегать при ВСД? Бег и ВСД – вполне совместимы. Главное  – не переусердствовать! Увеличивать нагрузки в спортзале плавно, постепенно. Лучше выбрать упражнения в комплексе, сочетая, например: аэробику с пробежкой. Недопустимо проведение спортивных занятий через силу.

Хорошо проводить время на природе тем, у кого есть непереносимость занятий в замкнутом пространстве, совмещать физические нагрузки с отдыхом, устранив тревогу, переживания. Такие прогулки хорошо подойдут детям в подростковом возрасте и ребенку малых лет.

Что касается противопоказанных видов спорта при ВСД, то это – травмирующие, агрессивные занятия или сочетающие усиление статистического напряжения, резкие движения. Нельзя допускать излишнюю нагрузку, рисковать здоровьем, прибегнув к прыжкам с парашютом или поднятию тяжелой штанги. Это способно вызвать панику, агрессию, психоз, ухудшение самочувствия. Недопустимы при ВСД профессиональные занятия тяжелой атлетикой или пауэрлифтингом даже для бывалых спортсменов. С осторожностью выбирать род занятий больным с остеохондрозом.

Категорически противопоказана силовая борьба (греко-римская, классическая, вольная, смешанные единоборства, бокс). Эти виды спорта относятся к экстремальным, и резкие движения без передышки могут привести к повышению статического напряжения, головокружению, головной боли, одышке. Нельзя делать резких подъемов, опусканий с высоты, необдуманных прыжков, носить тяжести или резко поднимать ноги вверх, размещать голову ниже уровня груди. Это приведет к сильной нагрузке на мышцы и сердце, что просто недопустимо при ВСД.

Всд показания и противопоказания к занятиям физической культуройЗаниматься борьбой при ВСД не рекомендуется

Противопоказано:

  • прибегать к силовым упражнениям;
  • проводить занятия из области тяжелой атлетики;
  • проверять организм на выносливость, прочность;
  • задерживать дыхание;
  • делать резкие приседания и наклоны вперед;
  • тренироваться со штангой.

При появлении выраженной одышки, боли в сердце при ВСД кардиального типа стоит отказаться от пупражнений, предполагающих поднятие максимального веса, выполнение сальто и прыжков с высоты.

Всд показания и противопоказания к занятиям физической культуройПри ВСД разрешаются упражнения с минимальным дополнительным весом

Что советуют врачи при ВСД?

Главное, чтобы занятия приносили радость, удовольствие, расслабляющий и профилактический эффект. Они должны помогать, а не усугублять состояние. Упражнения должны быть направлены на:

  • постановку правильного дыхания;
  • урегулирование очередности вдоха и выдоха;
  • вовлечение в дыхательный процесс мышечного пресса и диафрагмы.

Все движения проводить плавно. Так, например, не имея под рукой тренажер, можно прибегать к  проведению упражнений в домашних условиях:

  • встать, заняв исходную позицию, выполнять круговые движения руками в разные стороны;
  • скрестить руки в ладонях, надавливая друг на друга, и так до 15 секунд;
  • наклонять голову вперед, отклонять вправо, затем влево, упражнение повторить 5-6 раз;
  • выпрямить руки по швам, сжать в кулаки, делать размашистые движения вверх-вниз на протяжении 1 минуты;
  • опустить руки вниз, поставить ноги на ширину плеч, вытянуть одну руку вперед и поднять вверх, вторую – отвести назад и поднять верх, сделать медленный выдох, опустить руки, упражнение проделать 6-7 раз;
  • положить руки на плечи, выполнять круговые движения плечами, слегка поворачивая корпус тела поочередно вправо и влево;
  • вытянуть левую руку, отводить назад и вправо, вытягивать правую руку и отвести в левую сторону, повторить упражнение до 7 раз;
  • занять положение стоя, согнуть левую ногу в колене и отвести в сторону, делать пружинистые движения, используя упражнения по типу растяжки, повторить с другой ногой;
  • положить руки на пояс, согнуть правую ногу в колене и поднять вверх, задержаться на 3-4 секунды, повторить движение другой ногой, и так 7 раз.

Всд показания и противопоказания к занятиям физической культуройПолезные упражнения при ВСД

Перенапряжение, усталость недопустимы. Нужно постепенно увеличивать нагрузки и чаще давать мышцам отдых, сочетать бег при кардиальном ВСД с иными физическими занятиями или разработкой дыхания. Вдыхать воздух через нос, а выдыхать –  через рот.

Коварное заболевание – вегето-сосудистая дистония, можно ли заниматься спортом – врачи не дают однозначного ответа. Плохо, если человек постоянно испытывает стрессы, депрессии, излишнее волнение и усталость. Шутить с дистонией не стоит и при выборе спорта учитывать показания и противопоказания, степень прогрессирования болезни крайне важно.

Комплекс упражнений, рекомендованных при ВСД, представлен в видео:

Источник

Îñíîâíûå ñèìïòîìû è ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ çàáîëåâàíèÿ. Îáîñíîâàíèå ìåõàíèçìîâ ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íàçíà÷åíèþ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû. Çàïðåùåííûå âèäû ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè ïðè âåãåòî-ñîñóäèñòîé äèñòîíèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ìèíèñòåðñòâî îáðàçîâàíèÿ è íàóêè Óêðàèíû

Äîíåöêèé Íàöèîíàëüíûé Óíèâåðñèòåò

Êàôåäðà ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ è ñïîðòà

Ðåôåðàò ïî ôèç. âîñïèòàíèþ

Íà òåìó: «Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè ÂÑÄ»

Ñòóäåíòà èñòîðè÷åñêîãî ôàêóëüòåòà

1 êóðñà, ãðóïïà — äîãîâîð

ôîðìà îáó÷åíèÿ — äíåâíàÿ

Ñàâ÷åíêî Íèêèòû Ðîìàíîâè÷à

Ðóêîâîäèòåëü

Äîöåíò

Êàôåäðû ôèçâîñïèòàíèÿ

Âàðàâèíà E.Í

ã. Äîíåöê

2013 ó÷.ã.

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà (ËÔÊ) — ñîâîêóïíîñòü ìåòîäîâ ëå÷åíèÿ, ïðîôèëàêòèêè è ìåäèöèíñêîé ðåàáèëèòàöèè, îñíîâàííûõ íà èñïîëüçîâàíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ñïåöèàëüíî ïîäîáðàííûõ è ìåòîäè÷åñêè ðàçðàáîòàííûõ. Ïðè èõ íàçíà÷åíèè âðà÷ ó÷èòûâàåò îñîáåííîñòè çàáîëåâàíèÿ, õàðàêòåð, ñòåïåíü è ñòàäèþ áîëåçíåííîãî ïðîöåññà â ñèñòåìàõ è îðãàíàõ.

 îñíîâå ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ëåæàò ñòðîãî äîçèðîâàííûå íàãðóçêè ïðèìåíèòåëüíî ê áîëüíûì è îñëàáëåííûì. Ðàçëè÷àþò îáùóþ òðåíèðîâêó — äëÿ óêðåïëåíèÿ è îçäîðîâëåíèÿ îðãàíèçìà â öåëîì, è òðåíèðîâêè ñïåöèàëüíûå — íàïðàâëåííûå íà óñòðàíåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé îïðåäåëåííûõ ñèñòåì è îðãàíîâ.

Äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ çàäà÷è ïîäáèðàþò òå èëè èíûå ãðóïïû óïðàæíåíèé (íàïðèìåð, äëÿ óêðåïëåíèÿ ìûøö æèâîòà — óïðàæíåíèÿ â ïîëîæåíèè ñòîÿ, ñèäÿ è ëåæà), â ðåçóëüòàòå êîòîðûõ îðãàíèçì àäàïòèðóåòñÿ ê ïîñòåïåííî âîçðàñòàþùèì íàãðóçêàì è êîððåêòèðóåò (âûðàâíèâàåò), âûçâàííûå çàáîëåâàíèåì íàðóøåíèÿ.

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ìîáèëèçóåò îðãàíèçì íà áîðüáó ñ áîëåçíüþ.

Çàíÿòèÿ ËÔÊ óñèëèâàþò êðîâîîáðàùåíèå, ïðåäóïðåæäàþò çàñòîé êðîâè è îáðàçîâàíèå òðîìáîâ, àêòèâèçèðóþò îáìåí âåùåñòâ, óëó÷øàþò ïèòàíèå òêàíåé, óñêîðÿÿ âîññòàíîâèòåëüíûå ïðîöåññû, ïîâûøàþò íàñòðîåíèå ÷åëîâåêà, âñåëÿþò â íåãî âåðó â âûçäîðîâëåíèå.

Óïðàæíåíèÿ ËÔÊ äåëàþò ñóñòàâû áîëåå ïîäâèæíûìè, ïîçâîíî÷íèê áîëåå ãèáêèì, óêðåïëÿþò îïîðíî-äâèãàòåëüíûé àïïàðàò, óìåíüøàþò áîëè â ñïèíå è ñóñòàâàõ.

Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû çàâèñèò îò òèïà çàáîëåâàíèÿ è â êàæäîì ÷àñòíîì ñëó÷àå ÿâëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíûì.

Íàçíà÷àåò ëå÷åáíóþ ôèçêóëüòóðó ëå÷àùèé âðà÷, à âðà÷-ñïåöèàëèñò ïî ËÔÊ îïðåäåëÿåò ìåòîäèêó çàíÿòèé. Ïðîöåäóðû ïðîâîäèò èíñòðóêòîð, â îñîáî ñëîæíûõ ñëó÷àÿõ — âðà÷ ïî ËÔÊ. Ïðèìåíåíèå ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, ïîâûøàÿ ýôôåêòèâíîñòü êîìïëåêñíîé òåðàïèè áîëüíûõ, óñêîðÿåò ñðîêè âûçäîðîâëåíèÿ è ïðåäóïðåæäàåò äàëüíåéøåå ïðîãðåññèðîâàíèå çàáîëåâàíèÿ.

ÎÑÍÎÂÍÀß ×ÀÑÒÜ

Îñíîâíûå ñèìïòîìû çàáîëåâàíèÿ. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ

Âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ — ñëîæíîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ íàðóøåíèåì ðàáîòîñïîñîáíîñòè âåãåòàòèâíîé ñèñòåìû îðãàíèçìà.  ìåäèöèíñêîé ïðàêòèêå âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ âñòðå÷àåòñÿ ãîðàçäî ÷àùå èíûõ ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèé, ê ïðèìåðó, àòåðîñêëåðîçà. ×àùå âñåãî, áîëüíûì, ñòðàäàþùèì îò ïîäîáíîãî çàáîëåâàíèÿ, òðåáóåòñÿ ãîñïèòàëèçàöèÿ è íàáëþäåíèå âðà÷à-íåâðîëîãà. Çàáîëåâàíèå â îñíîâíîì âîçíèêàåò åùå â äåòñêîì âîçðàñòå, íî ïåðâûå åãî õàðàêòåðíûå ïðîÿâëåíèÿ îòìå÷àþòñÿ óæå â þíîøåñòâå, â çðåëîì æå âîçðàñòå âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ îáðåòàåò âñå áîëåå ÿâíûå ÷åðòû.

Âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ íå ñðàçó, à ïîñòåïåííî, ñ âîçðàñòîì, ñîîòâåòñòâåííî è ïåðâûå îùóòèìûå ñèìïòîìû ïðîÿâëÿþòñÿ óæå íà ïîçäíåé ñòàäèè ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ:

* ïîÿâëÿþòñÿ ñêà÷êè àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ,

* îùóòèìû ÷àñòûå íåðâíûå ðàññòðîéñòâà, ïîäâåðæåííîñòü äåïðåññèÿì, ñòðåññàì,

* ïðîÿâëÿþòñÿ íàðóøåíèÿ â ïèùåâàðèòåëüíîé ñèñòåìå, òî è äåëî íà÷èíàåòñÿ òîøíîòà, ðâîòà,

* çà÷àñòóþ áîëüíîé îùóùàåò îñòðóþ íåõâàòêó âîçäóõà,

* ñëó÷àåòñÿ ÷ðåçìåðíî ÷àñòàÿ ïîòðåáíîñòü â ìî÷åèñïóñêàíèè è òàê äàëåå;

* áîëè â îáëàñòè ñåðäöà;

* ñëàáîñòü è áûñòðàÿ óòîìëÿåìîñòü;

* íåâðîòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà (ðàçäðàæèòåëüíîñòü, òðåâîãà, áåñïîêîéñòâî, ñíèæåíèå íàñòðîåíèÿ);

* ãîëîâíàÿ áîëü;

* äûõàòåëüíûå ðàññòðîéñòâà (íåóäîâëåòâîðåííîñòü âäîõîì, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà, ïîòðåáíîñòü äåëàòü ãëóáîêèå âäîõè);

* ñåðäöåáèåíèå;

* ïîõîëîäàíèå ðóê, íîã, ïàðåñòåçèè (îíåìåíèå, ïîêàëûâàíèå) êîíå÷íîñòåé;

* íàðóøåíèÿ ñíà;

* ãîëîâîêðóæåíèå, ïîòåìíåíèå â ãëàçàõ;

* äðîæàíèå ðóê, ÷óâñòâî âíóòðåííåé äðîæè;

* êàðäèîôîáèÿ (ñòðàõ «îñòàíîâêè» ñåðäöà);

* ÷óâñòâî ïîçíàáëèâàíèÿ;

* áîëü â æèâîòå;

* áîëü â ñóñòàâàõ, ìèàëãèÿ, íåâðàëãèÿ;

* îäûøêà ïðè áûñòðîé õîäüáå;

* îòå÷íîñòü ëèöà, âåê ïî óòðàì;

* ïåðåáîè è çàìèðàíèå ñåðäöà;

* îùóùåíèå ïóëüñàöèè ñîñóäîâ øåè, ãîëîâû;

* îùóùåíèå æàðà â ëèöå, øåå;

* îáìîðîêè.

Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ðàçëè÷íûõ òèïîâ ÂÑÄ.  çàâèñèìîñòè îò ðåàêöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû âûäåëÿþòñÿ òðè òèïà ÂÑÄ (õîòÿ è óñëîâíî).

Êàðäèàëúíûé òèï îòëè÷àåòñÿ òåì, ÷òî çäåñü â îñíîâíîì âîçíèêàþò æàëîáû íà ñåðäöåáèåíèå, ïåðåáîè â ðàáîòå ñåðäöà, îùóùåíèå íåõâàòêè âîçäóõà, èçìåíåíèÿ ñåðäå÷íîãî ðèòìà (ñèíóñîâàÿ òàõèêàðäèÿ, âûðàæåííàÿ äûõàòåëüíàÿ àðèòìèÿ, íàäæåëóäî÷êîâàÿ ýêñòðàñèñòîëèÿ).

Ãèïåðòåíçèâíûé òèï õàðàêòåðèçóåòñÿ òåì, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ (ñèñòîëè÷åñêîå «âåðõíåå» ñâûøå 140 ìì ðò. ñò.), êîòîðîå, îäíàêî, áûñòðî ïðèõîäèò â íîðìó è ïî÷òè ó ïîëîâèíû áîëüíûõ íå îòðàæàåòñÿ íà ñàìî÷óâñòâèè. Ïðè ýòîì ìîãóò âîçíèêàòü æàëîáû íà ãîëîâíóþ áîëü, ñåðäöåáèåíèå, ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü.

Ãèïîòåíçèâíûé òèï, êàê ñëåäóåò èç íàçâàíèÿ, îòëè÷àåòñÿ òåì, ÷òî ÷àùå âñåãî ïðîÿâëÿåòñÿ ñíèæåíèåì ñèñòîëè÷åñêîãî ïîêàçàòåëÿ ÀÄ — íèæå 000 ìì ðò. ñò. ×åëîâåê ïðè ýòîì îùóùàåò ïîâûøåííóþ óòîìëÿåìîñòü, ìûøå÷íóþ ñëàáîñòü, ãîëîâíóþ áîëü (íåðåäêî âîçíèêàþùóþ âñëåäñòâèå ãîëîäà); êîæà ÷àùå âñåãî áëåäíàÿ, âîçíèêàåò çÿáêîñòü, à êîíå÷íîñòè (êèñòè è ñòîïû) õîëîäíûå. Íåðåäêî ó ÷åëîâåêà ñëó÷àþòñÿ îáìîðîêè. Åñòåñòâåííî, â ÷èñòîì âèäå ýòè òðè òèïà ÂÑÄ âñòðå÷àþòñÿ ðåäêî, ÷àùå âñåãî ðàçâèâàþòñÿ ñìåøàííûå âàðèàíòû ÂÑÄ: êàðäèàëúíî-øïåðòåíçèâíûé è êàðäèàëüíî-ãèïîòåíçèâíûé.

Âåãåòî-ñîñóäèñòàÿ äèñòîíèÿ ìîæåò ðàçâèòüñÿ ó ëþäåé ðàçíîãî âîçðàñòà è ïî ðàçíûì ïðè÷èíàì. Òàê, íàïðèìåð, ÷àùå âñåãî âðà÷è ñòàëêèâàþòñÿ ñ äàííûì çàáîëåâàíèåì, âîçíèêøèì âñëåäñòâèå ãåíåòè÷åñêîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè. Ýòî ìîæåò áûòü âûçâàíî ìíîãèìè ôàêòîðàìè, ðîäîâûìè òðàâìàìè, íåõâàòêîé êèñëîðîäà, ïîñòàâëÿåìîãî ïëîäó ïðè áåðåìåííîñòè, ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ æåíùèíû ïðè áåðåìåííîñòè è òàê äàëåå. Íå ìåíåå ÷àñòî âåãåòî-ñîñóäèòñàÿ äèñòîíèÿ áûâàåò âûçâàíà ïñèõîãåííûìè ôàêòîðàìè: ñèëüíûìè ñòðåññàìè, ÷àñòûìè íåðâíûìè ñðûâàìè, ïðèñòóïàìè àãðåññèè è òàê äàëåå.

Ôèçèîëîãè÷åñêîå îáîñíîâàíèå ìåõàíèçìîâ ëå÷åáíîãî äåéñòâèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé

Âëèÿíèå ðåãóëÿðíûõ çàíÿòèé ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè íà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòóþ ñèñòåìó âûðàæàåòñÿ â òðåíèðîâêå âñåõ îñíîâíûõ è âñïîìîãàòåëüíûõ ôàêòîðîâ ãåìîäèíàìèêè:

— âîçðàñòàåò ñîêðàòèòåëüíàÿ ôóíêöèÿ ìèîêàðäà çà ñ÷åò óñèëåíèÿ ïèòàíèÿ ìûøöû ñåðäöà âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé;

— àêòèâèçèðóåòñÿ ðåãèîíàðíûé êðîâîòîê;

— ââîäÿòñÿ â äåéñòâèå äîïîëíèòåëüíûå (äåæóðíûå) êàïèëëÿðû è äð.

Ïîìèìî îáùåòîíèçèðóþùåãî âîçäåéñòâèÿ, ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ îêàçûâàþò íàïðàâëåííîå äåéñòâèå, ñòèìóëèðóÿ ïðåèìóùåñòâåííî ôóíêöèè îïðåäåëåííûõ îðãàíîâ è ñèñòåì.

Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ïðèìåíÿþò ñ öåëüþ óëó÷øåíèÿ è àêòèâèçàöèè ôóíêöèè âíåøíåãî äûõàíèÿ, óêðåïëåíèÿ äûõàòåëüíûõ ìûøö, ïðåäóïðåæäåíèÿ ëåãî÷íûõ îñëîæíåíèé.

Äëÿ èñïðàâëåíèÿ ðàçëè÷íûõ äåôîðìàöèé (øåè, ãðóäíîé êëåòêè, ïîçâîíî÷íèêà, ñòîï è äð.) èñïîëüçóþò êîððèãèðóþùèå óïðàæíåíèÿ.

Ïðè òóãîïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ, ïîíèæåíèè ýëàñòè÷íîñòè òêàíåé è êîæè ïðèìåíÿþò óïðàæíåíèÿ íà ðàñòÿãèâàíèå.

Óïðàæíåíèÿ â ðàâíîâåñèè àêòèâèçèðóþò íå òîëüêî âåñòèáóëÿðíûå, íî è òîíè÷åñêèå è ñòàòîêèíåòè÷åñêèå ðåôëåêñû, óìåíüøàþò ñòåïåíü âûðàæåííîñòè âåñòèáóëÿðíûõ ðàññòðîéñòâ è ìîãóò îáóñëîâèòü ôîðìèðîâàíèå êîìïåíñàöèé ïðè íàðóøåíèÿõ âåñòèáóëÿðíîé ôóíêöèè.

Ìûøå÷íàÿ ðåëàêñàöèÿ îêàçûâàåò ñïåöèàëüíîå ëå÷åáíîå âîçäåéñòâèå — ñíèæàåò àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå. Ýòî ïðîèñõîäèò çà ñ÷åò òîãî, ÷òî ïðè ðàññëàáëåíèè âñåõ ìûøö êîëè÷åñòâî èìïóëüñîâ îò íåðâíûõ îêîí÷àíèé (ïðîïðèîðåöåïòîðîâ), íàõîäÿùèõñÿ â ìûøöàõ, óìåíüøàåòñÿ, è íåðâíûå öåíòðû, îòâåòñòâåííûå â ÷èñëå ïðî÷åãî è çà âåëè÷èíó àðòåðèàëüíîãî äàâëåíèÿ, «óñïîêàèâàþòñÿ».

ñîñóäèñòûé äèñòîíèÿ ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà

Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íàçíà÷åíèþ ËÔÊ

Èíòåíñèâíîñòü è îáúåì çàíÿòèé çàâèñÿò îò îáùåé ôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêè è ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, îïðåäåëÿåìîãî ïðè ïðîâåäåíèè äîçèðîâàííûõ ïðîá ñ íàãðóçêîé. Áîëüíûì ïîêàçàíû óòðåííÿÿ ãèãèåíè÷åñêàÿ ãèìíàñòèêà, äîçèðîâàííàÿ õîäüáà, áëèæíèé òóðèçì (ïðåèìóùåñòâåííî â ñàíàòîðíî-êóðîðòíûõ óñëîâèÿõ), ñïîðòèâíûå èãðû èëè èõ ýëåìåíòû; ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ â âîäå, óïðàæíåíèÿ íà òðåíàæåðàõ, ìàññàæ âîðîòíèêîâîé îáëàñòè.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê íàçíà÷åíèþ èëè ïðîäîëæåíèþ çàíÿòèé ðàçíûìè ôîðìàìè ËÔÊ: îáùèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ, èñêëþ÷àþùèå ïðèìåíåíèå ËÔÊ, çíà÷èòåëüíîå ïîâûøåíèå ÀÄ (ñâûøå 210/120 ìì ðò. ñò.); ñîñòîÿíèå ïîñëå ãèïåðòîíè÷åñêîãî êðèçà, çíà÷èòåëüíîå ñíèæåíèå ÀÄ (íà 20—30% îò èñõîäíîãî óðîâíÿ), ñîïðîâîæäàþùååñÿ ðåçêèì óõóäøåíèåì ñàìî÷óâñòâèÿ áîëüíîãî; íàðóøåíèÿ ñåðäå÷íîãî ðèòìà; ðàçâèòèå ïðèñòóïà ñòåíîêàðäèè, ðåçêîé ñëàáîñòè è âûðàæåííîé îäûøêè.

Çàïðåùåííûå âèäû ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè è ãèìíàñòè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ïðè ÂÑÄ

Ïðè âåãåòî-ñîñóäèñòîé äèñòîíèè íåëüçÿ ðåçêî ìåíÿòü ïîëîæåíèå òåëà, íàïðèìåð, áûñòðî âñòàâàòü èç ïîëîæåíèÿ ñèäÿ, âûñîêî ïðûãàòü. Êðîìå òîãî, íå ðåêîìåíäóåòñÿ âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ, êîòîðûå ïîäðàçóìåâàþò î÷åíü íèçêîå ïîëîæåíèå ãîëîâû. È, íàïðîòèâ, î÷åíü ïîëåçåíû íåñïåøíûå âèäû ñïîðòà — áåã òðóñöîé, ïëàâàíèå, ëûæè, éîãà, äëèòåëüíûå ïðîãóëêè ïî ïàðêó, îñîáåííî ïåðåä ñíîì.

Òàêæå ñëåäóåò èçáåãàòü óïðàæíåíèé ñ áîëüøîé àìïëèòóäîé äâèæåíèÿ äëÿ òóëîâèùà è ãîëîâû, à òàêæå ðåçêî è áûñòðî âûïîëíÿåìûõ äâèæåíèé è óïðàæíåíèé ñ äëèòåëüíûì ñòàòè÷åñêèì óñèëèåì.

Ðàçðåøåííûå è ðåêîìåíäîâàííûå ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïðè ÂÑÄ

Äåëàòü óïðàæíåíèÿ íóæíî â õîðîøî ïðîâåòðèâàåìîì ïîìåùåíèè, â ïîçèòèâíîì íàñòðîåíèè. Ãèìíàñòèêó ëó÷øå âñåãî äåëàòü óòðîì, ïîñëå òîãî êàê âû ïðîñíóëèñü. Ïðè çàíÿòèè ãèìíàñòèêîé íå ñëåäóåò íàêëîíÿòü íèçêî òóëîâèùå è ãîëîâó, ÷òîáû èçáåæàòü ÷ðåçìåðíîãî ïðèëèâà êðîâè ê ãîëîâå. Äûõàíèå äîëæíî áûòü ãëóáîêèì è ðîâíûì, æåëàòåëüíî â òàêò ñ âûïîëíÿåìûì äâèæåíèåì, ïîñêîëüêó ýòî ïîçâîëÿåò óëó÷øèòü êðîâîîáðàùåíèå.

Ôèçêóëüòóðó ïðè ÂÑÄ ëó÷øå âñåãî íà÷èíàòü ñ õîäüáû íà ìåñòå, òàê êàê ýòî ïðèâû÷íîå çàíÿòèå äëÿ íàøåãî îðãàíèçìà.

Äâèæåíèÿ ðóêàìè è ïëå÷åâûì ïîÿñîì äîëæíû áûòü ðîâíûìè, íåðåçêèìè. Ýòè óïðàæíåíèÿ ñïîñîáñòâóþò âûïðÿìëåíèþ ïîçâîíî÷íèêà, óêðåïëåíèþ ìûøö ñïèíû è ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ðàñøèðåíèþ ãðóäíîé êëåòêè, ïðàâèëüíîìó äûõàíèþ.

Ïîñëå çàíÿòèé ãèìíàñòèêîé âû äîëæíû îùóòèòü íå óñòàëîñòü, à áîäðîñòü, óëó÷øåíèå íàñòðîåíèÿ è ïîâûøåíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Åñëè ïîñëå çàíÿòèÿ âàøå ñàìî÷óâñòâèå óõóäøèëîñü, ïîÿâèëèñü ãîëîâíàÿ áîëü, óñòàëîñòü, íóæíî ñíèçèòü íàãðóçêó è ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñ âðà÷îì.

Î÷åíü õîðîøî â äîïîëíåíèå ê óêàçàííûì êîìïëåêñàì åæåäíåâíî ñîâåðøàòü ïðîãóëêè íà ñâåæåì âîçäóõå. Íå îáÿçàòåëüíî çàíèìàòüñÿ áåãîì òðóñöîé, åñëè âàì ýòî íå ïî äóøå — íå íóæíî. Íî áåç ïåøèõ ïðîãóëîê íå îáîéòèñü.

Óïðàæíåíèÿ ïðè ÂÑÄ ïî ãèïåðòåíçèâíîìó òèïó

1. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè íà êîëåíÿõ, ëàäîíè ââåðõ, ïàëüöû ðóê âååðîì. Íà ñ÷åò 1 — ñæàòü ïàëüöû ðóê â êóëàê; îäíîâðåìåííî, íå îòðûâàÿ ïÿòêè îò ïîëà, ïîäíÿòü ñòîïû; íà ñ÷åò 2 — ðàçæàòü ïàëüöû, îïóñòèòü ñòîïû, ïîäíÿòü ïÿòêè. Ïîâòîðèòü 12-16 ðàç.

2. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè íà êîëåíÿõ, íîãè ñîãíóòû â êîëåíÿõ, êîëåíè ðàññòàâëåíû øèðîêî. Íà ñ÷åò 1 — ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 2 — ðóêè ïîëîæèòü íà ëåâîå êîëåíî, ëîêòè ïðèæàòü ê òóëîâèùó (âûäîõ); íà ñ÷åò 3 — ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 4 — ðóêè ïîëîæèòü íà ïðàâîå êîëåíî, ëîêòè ïðèæàòü ê òóëîâèùó (âûäîõ). Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç.

3. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêàìè, ðóêàìè äåðæàòüñÿ çà ñòóë ñçàäè. Íà ñ÷åò 1 — âûïðÿìèòü ïðàâóþ íîãó; íà ñ÷åò 2 — âåðíóòü ïðàâóþ íîãó â èñõîäíîå ïîëîæåíèå (è. ï.); íà ñ÷åò 3 — âûïðÿìèòü ëåâóþ íîãó; íà ñ÷åò 4 — âåðíóòü ëåâóþ íîãó â è. ï.; íàñ÷åò 5-8 ïðîäåëàòü òå æå äâèæåíèÿ, íî ïðè ýòîì íîãè äîëæíû áûòü ïðèïîäíÿòû íàä ïîëîì. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç.

4. Ñèäÿ íà ñòóëå. Íà ñ÷åò 1 — ðóêè ê ïëå÷àì; íà ñ÷åò 2 — ðóêè â ñòîðîíû; íà ñ÷åò 3 — ðóêè ê ïëå÷àì; íà ñ÷åò 4 — ðóêè îïóñòèòü. Ïîâòîðèòü 6-8 ðàç.

5. Ñèäÿ íà ñòóëå, äåðæàñü ðóêàìè ñçàäè çà ñòóë. Íà ñ÷åò 1 — ðàçâåñòè ñîãíóòûå â ëîêòÿõ ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 2 — ñîåäèíèòü ðóêè ñîãíóòûå â ëîêòÿõ (âûäîõ). Ïîâòîðèòü 4—6 ðàç.

6. Ñèäÿ íà ñòóëå. Íà ñ÷åò 1 — ïîäíÿòü ëåâóþ íîãó, ñîãíóòóþ â êîëåíå; íà ñ÷åò 2 — âûïðÿìèòü; íà ñ÷åò 3 — ñîãíóòü; íà ñ÷åò 4 — îïóñòèòü; íà ñ÷åò 5—8 — ïðîäåëàòü òî æå ïðàâîé íîãîé. Ïîâòîðèòü 4—6 ðàç.

7. Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Íà ñ÷åò 1 — ðóêè ðàçâåñòè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 2 — ïðèæàòü ñîãíóòóþ â êîëåíå ëåâóþ íîãó ê ãðóäè, îáõâàòèòü ðóêàìè (âûäîõ); íà ñ÷åò 3 — ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ), îïóñòèòü ëåâóþ íîãó; íà ñ÷åò 4 — ïðèæàòü ïðàâóþ íîãó (âûäîõ). Ïîâòîðèòü 4—6 ðàç.

8. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêè ê ïëå÷àì, ïàëüöû êàñàþòñÿ ïëå÷. Íà ñ÷åò 1 — êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè âïåðåä; íà ñ÷åò 2 — êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè íàçàä (ïî 6-8 ðàç).

9. Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà, ðóêè íà êîëåíÿõ. Íà ñ÷åò 1 — ïîäíÿòü ëåâóþ ðóêó è ïðàâóþ íîãó ââåðõ; íà ñ÷åò 2 — îïóñòèòü èõ; íà ñ÷åò 3 — ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó è ëåâóþ íîãó ââåðõ; íà ñ÷åò 4 — îïóñòèòü èõ â è. ï. Ïîâòîðèòü 6—8 ðàç.

10. Ñèäÿ íà ñòóëå. Íà ñ÷åò 1 — âñòàòü, ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ); íà ñ÷åò 2 — ñåñòü (âûäîõ). Ïîâòîðèòü 6—8 ðàç.

Óïðàæíåíèÿ ïðè ÂÑÄ ïî ãèïîòåíçèâíîìó òèïó

1. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè íà êîëåíÿõ, ëàäîíè ââåðõ. Íà ñ÷åò 1 — ïàëüöû ñæàòü â êóëàê, ïîäíÿòü ñòîïû; íà ñ÷åò 2 — ïàëüöû ðóê ðàçæàòü, ïîäíÿòü ïÿòêè. Ïîâòîðèòü 12 — 14 ðàç. Òåìï áûñòðûé.

2. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè îïóùåíû âäîëü òóëîâèùà. Íà ñ÷åò 1 — ðóêè ê ïëå÷àì; íà ñ÷åò 2 — ðóêè â ñòîðîíû; íà ñ÷åò 3 — ðóêè ê ïëå÷àì. Ïîâòîðèòü 6-8 ðàç. Òåìï ñðåäíèé.

3. Ñèäÿ íà ñòóëå, ðóêàìè äåðæàñü ñçàäè çà ñòóë. Íà ñ÷åò 1 — îòâåñòè ëåâóþ ïðÿìóþ íîãó â ñòîðîíó âëåâî; íà ñ÷åò 2 — âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå; íà ñ÷åò 3 — îòâåñòè ïðàâóþ íîãó â ñòîðîíó âïðàâî; íà ñ÷åò 4 — âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 6 — 8 ðàç. Òåìï ñðåäíèé.

4. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè ñîãíóòû â ëîêòÿõ, ïàëüöû êàñàþòñÿ ïëå÷. Íà ñ÷åò 1—8 — êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè âïåðåä; íà ñ÷åò 9—16 — êðóãîâûå äâèæåíèÿ ðóêàìè íàçàä. Òåìï ìåäëåííûé, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

5. Ñèäÿ íà ñòóëå. Äåðæàñü çà ñòóë ðóêàìè ñçàäè. Íà ñ÷åò 1 — ïîäíÿòü ñîãíóòóþ â êîëåíå ëåâóþ íîãó; íà ñ÷åò 2 — âûïðÿìèòü ëåâóþ íîãó; íà ñ÷åò 3 — ñîãíóòü ëåâóþ íîãó â êîëåíå; íà ñ÷åò 4 — âåðíóòüñÿ â è. ï., òî æå ïðàâîé íîãîé. Ïîâòîðèòü 4—6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

6. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè ê ïëå÷àì, ïàëüöû êàñàþòñÿ ïëå÷. Íà ñ÷åò 1 — ðàçâåñòè ëîêòè, ñäåëàòü âäîõ; íà ñ÷åò 2—3— 4 — ëîêòè âìåñòå, ñäåëàòü âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé, âäîõ ñäåëàòü íà ñ÷åò 1, âûäîõ íà ñ÷åò 2—3.

7. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè íà êîëåíÿõ. Íà ñ÷åò 1 — ïîäíÿòü ëåâóþ ðóêó è ïðàâóþ ïðÿìóþ íîãó ââåðõ; íà ñ÷åò 2 — âåðíóòüñÿ â è. ï.; íà ñ÷åò 3 — ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó è ëåâóþ ïðÿìóþ íîãó ââåðõ; íà ñ÷åò 4 — âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 6—8 ðàç. Òåìï ñðåäíèé, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

8. Ñèäÿ íà ñòóëå. Êîëåíè è ñòîïû âìåñòå. Íàñ÷åò 1 — ðàçâåñòè íîñêè â ñòîðîíû; íà ñ÷åò 2 — ðàçâåñòè ïÿòêè â ñòîðîíû; íà ñ÷åò 3 — ñâåñòè âìåñòå íîñêè; íà ñ÷åò 4 — ñâåñòè âìåñòå ïÿòêè. Òåìï áûñòðûé, äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå. Ïîâòîðèòü 4—6 ðàç.

9. Íà ñ÷åò 1 — âñòàòü, ðóêè ââåðõ — âäîõ; íà ñ÷åò 2 — âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 3—4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

10. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè íà êîëåíÿõ. Íà ñ÷åò 1 — ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû — âäîõ; íà ñ÷åò 2 — âåðíóòüñÿ â è. ï. — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 3-4 ðàçà. Òåìï ìåäëåííûé.

11. Ñèäÿ íà ñòóëå. Ðóêè íà êîëåíÿõ. Âðàùåíèå òóëîâèùà âëåâî è âïðàâî (ïî 4—6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó). Òåìï ìåäëåííûé.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

Ìû âûäåëèëè îñíîâíûå ïóòè ëå÷åíèÿ ÂÑÄ ïîñðåäñòâîì ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû, à òàêæå îïðåäåëèëè èõ çíà÷åíèå äëÿ óëó÷øåíèÿ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ âñåãî îðãàíèçìà â öåëîì.

Ìû åùå ðàç óáåäèëèñü â òîì, ÷òî íåëüçÿ çàáûâàòü î òåõ ìåòîäàõ, êîòîðûå áûëè âûðàáîòàíû ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðîé â õîäå åå ìíîãîëåòíåé ïðàêòèêè. Ôèçè÷åñêèé òðóä, ðàçóìíûå ñïîðòèâíûå íàãðóçêè, àêòèâíûé îòäûõ áëàãîïðèÿòíî ñêàçûâàþòñÿ íà ñîñòîÿíèè íå òîëüêî ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû, íî è âñåãî îðãàíèçìà â öåëîì.

Îäíàêî ïðè ïðàêòè÷åñêîì ïðèìåíåíèè âûøåóêàçàííûõ ðåêîìåíäàöèé íåîáõîäèìî ñòðîãîå ñîáëþäåíèå ïðèíöèïà èíäèâèäóàëüíîãî ïîäõîäà ê áîëüíîìó, ó÷åòà ñïåöèôè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ïðîòåêàíèÿ áîëåçíè, à òàêæå èçâåñòíàÿ îñòîðîæíîñòü.

ÑÏÈÑÎÊ ËÈÒÅÐÀÒÓÐÛ

1. Àíäðóùåíêî Å.Â., Êðàñîâñêàÿ Å.À. Ôóíêöèîíàëüíûå çàáîëåâàíèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû è îðãàíîâ äûõàíèÿ. — Ê.: Çäîðîâüå, 1990. — 152 ñ.

2. Âåãåòàòèâíûå ðàññòðîéñòâà: Êëèíèêà, äèàãíîñòèêà, ëå÷åíèå / Ïîä ðåä. À.Ì. Âåéíà. — Ì.: Ìåäèöèíñêîå èíôîðìàöèîííîå àãåíòñòâî, 2003. — 749 ñ.

3. Äiíåéêà Ê. Ðóõ, äèõàííÿ, ïñèõîôiçè÷íå òðåíóâàííÿ. — Ê.: Çäîðîâ’ÿ, 1984. — 168 ñ.

4. Êàïðàëîâ Ñ.Þ. Ôèçè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ïðè íåéðîöèðêóëÿðíîé äèñòîíèè: Ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. — Ê.: Îëèìïèéñêàÿ ëèòåðàòóðà, 1998. — 33ñ.

5. Ìàêîëêèí Â.È., Àááàêóìîâ Ñ.À. Íåéðîöèðêóëÿòîðíàÿ äèñòîíèÿ â òåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1985. — 192 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

Читайте также:  Красный лук с сахаром противопоказания