Дефектолог противопоказания по здоровью

Дефектолог противопоказания по здоровью thumbnail

Дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Человек данной профессии обладает знаниями методик адаптации детей к окружающей среде, занимается их обучением и воспитанием.

Направления работы дефектолога

Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.

Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка. Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии. Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.

Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:

  1. организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

  2. обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;

  3. проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;

  4. консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;

  5. ведение документации.

Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.

Требования к дефектологу

Среди профессиональных требований к дефектологу можно выделить следующие:

  1. наличие высшего профессионального образования;

  2. опыт работы по специальности;

  3. знания возрастной и специальной педагогики и психологии, анатомо-физиологической и клинической дефектологии;

  4. знания методов и приемов предупреждения и исправления отклонений в развитии;

  5. стремление к профессиональному росту и знакомство с новейшими открытиями в своей области (посещение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, конференций, чтение профессиональной литературы и пр.).

Далеко не каждый способен работать дефектологом. При наличии диплома и профессиональных знаний специалисту требуется опыт работы и обладание определенными качествами характера.

Дефектолог – это специалист по работе с детьми, имеющими психологические или физические отклонения в развитии. Данная профессия является сложной, требующей от работника глубоких знаний и определенных личностных качеств. Для работы дефектологом требуется получить высшее образование. В должностные обязанности специалиста данного профиля входят осмотр детей, выявление недостатков, поиск причины появления недуга, помощь в адаптации к окружающему миру и т.д.

Какое образование нужно дефектологу

Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.

Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:

  • сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);

  • тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);

  • сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);

  • олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);

  • логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.

Личностные качества дефектолога

Для работы с аномальными детьми и выполнения профессиональных обязанностей дефектолог должен обладать определенными личностными качествами, к которым относятся:

  1. терпение, уравновешенность, стрессоустойчивость;

  2. ответственность;

  3. умение работать со сложными детьми;

  4. любовь к детям и своей профессии;

  5. коммуникабельность.

При работе с ребенком дефектолог должен видеть в своем воспитаннике полноценную личность, проявлять к каждому интерес, наблюдать, выявлять причины отклонений, стараться оказать помощь, предотвратить возможные нежелательные последствия и т.д.

Поиск работы дефектологом (карьерный рост)

В России работа дефектолога является востребованной и высокооплачиваемой. Это связано с тем, что многие современные дети имеют проблемы с адаптацией к окружающим условиям (переменам), не могут выстроить общение со сверстниками, имеют проблемы с речью и усвоением обучающего материала, физические отклонения и т.д. Специалист может оказывать частные услуги, работать в государственных школах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах, детских садах и дошкольных образовательных учреждениях и т.д.

Зарплата дефектолога

Заработная плата дефектолога в России зависит от региона проживания и места работы. Так в государственных учреждениях оклад специалиста данного профиля может составлять 15-20 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – 35-60 тыс. руб. Работа в частных учреждениях (включая оказание частных профессиональных услуг) оплачивается дороже. В месяц сотрудник может получать до 80 тыс. руб. и выше (в зависимости от должностных обязанностей).

Плюсы и минусы профессии

Профессия «дефектолог» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • важность, востребованность профессии (дефектолог стоит в одном ряду с врачами и учителями);
  • достойная заработная плата;

  • возможность профессионального развития (разработка собственных методик, издание книг, публикации в научных журналах и пр.).

К минусам профессии относятся:

  • высокие психологические и физические нагрузки;
  • повышенные требования к знаниям специалиста.

Источник

Многих родителей, которые сталкиваются с проблемами речевого или интеллектуального развития ребенка, волнует вопрос, с каким специалистом нам необходимо заниматься?

Как правило, первыми, к кому обращаются родители детей, со своим беспокойством относительно развития ребенка, являются врачи. Но педиатр, невролог и психиатр по-своему называют коррекционных педагогов: дефектолог, логопед, логопед-дефектолог и т.д. Очень часто и сами коррекционные педагоги называют себя: нейрологопедами, нейродефектологами и клиническими логопедами, что на самом деле хоть и соответствует действительности, но по факту путает не только самих родителей, но и коррекционных педагогов. Поэтому очень часто родители детей с речевыми и/или интеллектуальными нарушениями находятся в замешательстве, чем же отличаются друг от друга эти коррекционные педагоги?

Сейчас я понятно и более подробно остановлюсь на том, чем же занимается каждый из вышеперечисленных специалистов и чем они друг от друга отличаются.

Дефектолог, в широком смысле трактовки этого термина — это специалист в области изучения, обучения, воспитания и адаптации детей с отклонениями в развитии. В узком понимании этого термина дефектолог — это коррекционный педагог.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • Логопедия — занимается коррекцией речевых нарушений;
  • Олигофренопедагогика — занимается коррекцией интеллектуальных нарушений;
  • Тифлопедагогика — занимается обучением детей с нарушением зрения;
  • Сурдопедагогика — занимается обучением детей с нарушениями слуха.
Читайте также:  Противопоказания к применению препаратов

Как мы видим, «дефектология» — это профессия (квалификация), а «логопед», «тифлопедагог», «сурдопедагог» и «олигофренопедагог» — это специализация, то есть профиль образовательной программы по которой, проходил обучение дефектолог. Если провести аналогию с врачами — это как «врач» и «врач — невролог» или «врач — психиатр». Соответственно логопед — это и есть дефектолог, но логопед занимается коррекцией речевых нарушений. А также есть дефектологи со специализацией по олигофренопедагогике, тифлопедагогике и сурдопедагогике.

Соответственно выбор коррекционного педагога, зависит от того, какое нарушение у конкретного ребенка:

  • Если у ребенка есть какое — либо речевое нарушение, то ему необходим — логопед;
  • Если у ребенка интеллектуальное нарушение, то ему необходим — олигофренопедагог;
  • Если у ребенка нарушение зрения, то ему необходим — тифлопедагог;
  • Если у ребенка нарушениями слуха, то ему необходим — сурдопедагог.

Детям с «сочетанными нарушениями» чаще всего нужно несколько специалистов, например логопед и олигофренопедагог.

«Нейрологопедами», «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», как правило, представляются те специалисты, которые хотят произвести неизгладимое впечатление на родителей ребенка.

Вы можете мне возразить, мол есть вузы где обучают таких специалистов. Да, действительно есть. Это, как правило, программы профессиональной переподготовки специалистов, где в максимально сжатые сроки от 2 месяцев до года Вам дают необходимые знания. Либо программы магистратуры, рассчитанные на 2 года. По итогам обучения слушатели данных направлений подготовки по профилю «нейрологопедия», «нейродефектология» и «клиническая логопедия» получают диплом о профессиональной переподготовки или удостоверение о повышении квалификации. Но если подробно изучить их программу обучения, ознакомится с дисциплинами, то, кроме как количеством академических часов, необходимых для изучения различных дисциплин они ничем не отличаются от тех «обычных дефектологов» имеющих тот или иной профиль подготовки. Поэтому это всего лишь маркетинговый ход направленный на повышение интереса покупателей.

Часто обобщающим словом «дефектолог» могут представляться еще и те, кто окончил профиль олигофренопедагогики. И это оправдано. Так как принята Болонская декларация — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства, термин «олигофренопедагог» упразднился и его место заняли термины «специальный психолог», «коррекционный психолог» и «коррекционный педагог». Да и само слово олигофренопедагог зачастую вызывает у родителей чувство отторжения, поэтому «дефектологов – олигофренопедагогов» они старательно избегают.

Вся это путница с терминологией вышла не только из-за перемен в системе высшего образования, но и из-за нас самих. Мы сами зачастую пытаемся произвести впечатление на мам и пап и называем себя «нейрологопедами» , «нейродефектологами» и «клиническими логопедами», а иногда и чрезмерно деликатничаем и не называем вещи своими именами, боимся сказать, что данному ребенку необходим олигофренопедагог. Поэтому стали путаться не только родители и врачи, но уже и сами дефектологи не всегда понимают, что входит в их профессиональные компетенции. Так давайте же будем называть вещи своими именами и не вводить в заблуждение себя, клиентов и врачей. Дефектологов (коррекционных педагогов) как было 4 специализации: логопедия, олигофренопедагогика, тифлопедагогика и сурдопедагогика так и осталось. И выбор коррекционного педагога зависит от того какое нарушение у ребенка является первичным.

Источник

 Роль учителя-дефектолога   в работе с детьми,  имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

«Быть готовым к школе — не значит

уметь читать, писать и считать.

                            Быть готовым к школе — значит быть

готовым всему этому научиться».

 Леонид Абрамович Венгер

На сегодняшний день в России большое внимание уделяется здоровью детей. Еще в 1995 году на Пироговском съезде врачей говорилось, что 70% населения страны живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, реактивных психозов, психосоматических расстройств, тяжелых неврозов, что не могло не сказаться на состоянии детского здоровья. Из общего числа детей, родившихся к началу XXI века, лишь 20% можно считать абсолютно здоровыми, более 35% родились больными и почти 45% составили группу риска [1].

В республике Саха (Якутия) здоровыми (I группа здоровья) является  только 7,1 % детей дошкольного возраста, 64,1% детей относятся ко II группе здоровья и 28,5% к III и IV группам здоровья. Примерно каждый четвертый ребенок уже имеет какое – либо хроническое заболевание. Проанализировав данные состояния детей, выяснилось, что 80,5 детей имеют среднее физическое развитие; 10,1% имеют физическое развитие ниже среднего и 9,1% детей имеют физическое развитие выше среднего. При этом гармоничное физическое развитие имеют только 58,5% обследованных, дисгармоничное развитие – 25,4% и резко дисгармоничное — 16,1%. Такие данные говорят нам, что увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). ОВЗ подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии.

В начальном звене нашей школы обучается 29% детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях массовой школы. Трудности, испытываемые обучающимися данной категории в процессе учения, обусловлены специфическими особенностями их развития, что в общем виде выражается в недостаточной готовности к школьному обучению – личностной, эмоционально-волевой, интеллектуальной. Поэтому дефектолог, прежде всего, устраняет причины, из-за которых они испытывают трудности в учении, что выражается в развитии общих способностей к учению в рамках личностной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые слабо усваивают  программу общеобразовательной школы. Как правило, занятия дефектолога посещают  обучающиеся начальной школы, т.к. младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития психических функций. В этот период основные психологические процессы познания находятся ещё в процессе становления. Уровень развития этих процессов во многом определяет успешность обучения.

Читайте также:  Баралгин показания к применению противопоказания

Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систему познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Для выявления детей, нуждающихся в специализированной помощи  проводится диагностическое обследование обучающихся. Задача обследования — это прогноз возможных трудностей на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем. Мною определяется уровень актуального и «зона ближайшего развития», причины и механизмы трудностей в обучении, изучается уровень умственного, речевого и моторного развития обучающегося. Также выявляются особенности гнозиса и праксиса, пространственно–временных представлений, пространственного мышления, а также характер произвольной деятельности школьника.  

Коррекционное направление моей работы представляет  систему коррекционного воздействия на учебно – познавательную деятельность обучающегося в динамике образовательного процесса. В работе учителя-дефектолога не обойтись без аналитической деятельности, в которой осуществляется анализ процесса коррекционного воздействия на развитие обучающегося и анализ ее эффективности.

Учитель-дефектолог  осуществляет не только диагностику, коррекционные занятия и анализ процесса коррекционного воздействия, но также оказывает помощь педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения детей. Так, учитель-дефектолог посредством рекомендаций, консультаций включает в процесс коррекционного обучения учителей и родителей, т.к. без сотрудничества с родителями трудно будет подойти к положительным результатам.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Имея данные знания, учитель-дефектолог должен строить свою работу, опираясь на определённые принципы:

— знать и понимать особенности процесса обучения и воспитания ребёнка с проблемами в развитии в специальном — коррекционном образовательном учреждении;

— строить свою работу с опорой на общедидактические принципы, но при этом вносить новизну в учебно-воспитательный процесс;

—  понимать важность  пути, который  ему необходимо пройти с каждым ребенком;

— учитывать специфику, сущность и состояние каждого ребёнка, видеть при этом потенциал каждого из них, помогать и раскрывать возможности дальнейшего роста и развития;

— отчасти должен уметь опережать время,  предчувствовать возможности развития ребенка на шаг вперёд.

Приведу еще одно  высказывание К.Д. Ушинского «Только личность способна воспитать личность». Учитель-дефектолог должен обладать умением постоянно учиться, пополнять запас своих знаний, иметь интерес к изучению самого себя, потому что, научась понимать свой внутренний мир, и научась жить в гармонии самим с собой, он научится понимать и принимать мир каждого своего ученика. Ведь у детей с ограниченными возможностями здоровья внутренний мир очень богат. Но не каждого они пускают в свой маленький мирок. И вот задача учителя — дефектолога состоит в том, чтобы найти и подобрать заветный ключик, который откроет всё самое ценное, что есть в маленьком человечке, откроет его душу и сердце.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ахутна Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения. – СПб.:Питер 2008. – 320 с.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Просвещение, 1960. – 159 с.

Источник

Дети – цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители – правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

дефектолог это

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и педагогику. Это дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог – это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог – это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди личных качеств, которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

учитель дефектолог

  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить общий язык с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система – залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом – сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог – это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

  • сурдопедагогика – обучение детей, имеющих как явные, так и незначительные отклонения в работе слухового аппарата;

    работа дефектолога

  • олигофренопедагогика – обучение младшего поколения с недостатками в умственном развитии;
  • тифлопедагогика – обучение малышей, у которых нарушена работа зрительного аппарата;
  • логопедия – обучение ребят, показания развития которых в пределах нормы, но имеются речевые нарушения, выявляемые в произношении.
Читайте также:  Бузина черная показания и противопоказания

Профессия дефектолога: цели и задачи

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

детский дефектолог

  • Проводит консультации и беседы с родителями детей, которые находятся у него на реабилитации.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога

  1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  3. Развивает коммуникативные способности детей.
  4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников – на чтение, письмо и т. д.

Работа дефектолога: организационные принципы

дефектолог в школе

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог – в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

дефектолог в детском саду

Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

Мифы о работе дефектолога

  • Миф 1. По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог – это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
  • Миф 2. Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед – с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  4. Дефектолог – широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

педагог дефектолог

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

Известные ученые-дефектологи

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев.

Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

Источник