Противопоказания для профессии педагога

Противопоказания для профессии педагога thumbnail

Противопоказаниями к деятельности социального педагога являются общие противопоказания педагогической деятельности:

· Сенсорные дефекты (резковыраженные дефекты слуха и речи);

· Нервные и психические заболевания;

· Инфекционные заболевания.

В настоящее время значительная часть социальных педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования после прохождения специальных курсов по социальной педагогике. Однако во многих ВУЗах появилась отдельная специализация «социальный педагог». Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году и содержит три части: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования».

Официально должность социального педагога установлена в учреждениях двух ведомств:

· Комитеты по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда).

· Сфера образования (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, образовательные учреждения начального профессионального образования).

Социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социальной защиты и социального обеспечения, правоохранительных, административно-территориальных органов, предприятий, общественных организаций, фондов, частных и коммерческих структур.

Профессия социального педагога содержит в себе элементы таких профессий как педагог, психолог, юрист.

Родственные профессии: социальный работник, специалист по социальной работе. Социальный работник имеет дело с состоявшейся проблемой (алкоголизм, бродяжничество и т.д.), а социальный педагог по своему профессиональному предназначению должен стремиться по возможности предотвратить проблему, обеспечить педагогический компонент в системе социальных служб.

Т.к. профессия является довольно новой, перспективы развития профессии очень много:

· Дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности;

· Дальнейшая разработка методологии;

· Совершенствование обучения специалистов в данной области;

· Улучшение координации деятельности всех социальных служб.

1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.

Особенности восприятия:

Сочетание синтетического и аналитического типа.

Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого).

Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности).

Развитая наблюдательность.

2. Преобладающая часть рабочего времени социального педагога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего за восприятие речи) получения информации.

Темп деятельности выбирается самим социальным педагогом в зависимости от его психологических особенностей.

3. Основной установкой для деятельности социального педагога должна быть ориентация на качество и надежность. Социальный педагог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба ребёнка как члена социума и как личности.

4. Навык определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть, например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и рефлексии каждого действия.

5. Для социального педагога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогике, и особенно из области права, связанной с защитой интересов детей (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации: например, при посещении дома ребёнка следует запомнить особенности обстановки, всех присутствующих и т.п.(кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы.

Читайте также:  Солодка очистка лимфы противопоказания

При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.

6. В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности — ребёнок в социуме). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное.

Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.

7. Ошибки в работе социального педагога могут быть вызваны:

· недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта);

· сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала);

· отрицательной мотивацией;

· стрессом (эмоциональным и информационным);

· патологическим процессом.

При любой причине ошибки результатом будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов помощи.

8. Социальный педагог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав). Поэтому социальный педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции».

9. Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Социальный педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:

· взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп;

· слушать и слышать;

· войти в ситуацию общения и установить контакт;

· выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;

· создавать и развивать позитивные отношения;

· строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости;

· правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;

· объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) клиента (ребёнок, родитель и т.д.).

Источник

Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка

Педагогика

Минск 2013

Образование как социокультурный феномен. Многозначность термина «образование» (ценности, система, процесс, результат).

Человеческое общество не может развиваться от предыдущего опыта от старшего поколения к младшему. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности (социализация-процесс усвоения и последующего воспроизводства социального опыта.) Понятие образование связано с понятием культура с учетом этого образование есть индивидуальная культура развития, вида деятельности которым человек овладевает на основе целостности системы обучения и воспитания. Образование выделяет следующие социокультурные функции: 1.образование способствует вхождению в материальный и духовный мир общества. 2. способ социализации личности одна из главных задач образования — подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни.3.образование-механизм формирующийся общественной и духовной жизни человека. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. 4.Образование является ускорителем процесса развития отдельной личности, так и общества в целом. Итак, из вышесказанного Выделяем 2 основные функции: 1.Воспроизводство культурно-исторического опыта человечества. 2.Развитие личности и общества. Образование рассматривают как: 1. Образование как систему совокупности учебно – воспитатательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. 2. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) — усвоение в учреждении образования системы ЗУН, отношение к миру, себе. 3.Образование как результат обучения и воспитания — достигнутый уроком, в усвоении ЗУН, опыта деятельности и отношений.

Читайте также:  Биксипластия для волос противопоказания

Система образования в РБ. Нормативно-законодательная база, структура, типология учреждений образования.

Современная система образования формировалась постепенно в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями. В древней Руси школы были при монастырях. В 19 в. основой была начальная школа, в дальнейшем надстраивались средние и старшие классы, развивалась сеть детских садов и яслей, создание специальных учреждений, вузы для подготовки высококвалифицированных кадров. Под системой образования понимается – совокупность государственных образовательных стандартов и программ реал-их их учебно – воспитательных учреждений и органов управления образованием. Факторами развитиясистемы образования является : 1.уровень развития общественного производства и совершенствования его технических основ. 2.политика государства и интересы разных слоев общества. 3.исторический опыт и национальные особенности в области образования. 4.Педагогические факторы (уровень развития педагогической науки, системы педагогического образования)

Национальная система образования в РБ в соответствии с законом РБ об «образовании» основана на следующих принципах: 1. преорит-ть образования, 2. осуществление перехода к обязательным средствам образования. 3. Доступность дошкольного, среднего, профессионально — технического образования, высшего образования. 4. Преемственность и непрерывных уровней и ступеней образования. 5.Национальная культура основа образования, 6.Приоретет общечеловеческих ценностей. 7. Права человека. 8.Гуманистичность характера образования. 9.Научность. 10.Демократичный характер управления образованием. 11.Светский характер образования. Образование подразделяется на основное и дополнительное: 1.Основное — дошкольное, общее базовое, среднее, проф-техн, средне специальное высшее, послевузовское. 2.специальное образование осуществляется на всех уровнях основного образования. 3.Дополнительное образование осуществляется на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание, и обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров. К учреждениям образования относятся: дошкольные учреждения, учрежд (лицеи, колледжи, вузы), учреждения внешкольного воспитания и обучения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения, научно-исследовательские учреждения. Итак, учреждения обеспечивающие получение высшего образования, подготовку специалистов высшей квалификации. Учреждение послевузовского образования — магистратура, аспирантура, доктотура (подготовка научно-педагогических кадров) Единство и непрерывная система образования обеспечивающая согласность учебных планов, программ, создание учебного заведения объединяющих разные виды образования.

Педагогическая профессия и её особенности. Профессиональные требования к личности педагога (противопоказания педагогической профессии).

Профессия — вид труда с определённой системой требований к человеку. Профессия требует специальной подготовки и является источником существования. Различают:1. Педагогическая специальность напрвление профессии — учитель, а специальность — учитель истории. 2.Педагогическая квалификация — уровень и вид профессиональной подготовленности педагога.

Особенности: 1. Перспективность деятельности педагога (опыт прошлого поколения, ориентированный в современной жизни должен проектировать развитие личности на перспективу и будущее) 2. Взаимодействие между педагогом и учащимся. 3.Педагогическая деятельность имеет коллективный характер (например педагогический коллектив образовательного учреждения). 4.Поиск педагогом благоприятной среды для воспитания и бороться с неблагоприятными факторами. 5.Творческий характер педагогической деятельности. 7.Непрерывное образование педагога.

Требования к личности педагога: 1.Высокая гражданская ответственность, социальная активность, 2.Любовь к детям, 3.Духовная культура, интеллигентность. 4.Готовность к созданию новых ценностей и принятия творческих решений, высокий профессионализм. 5.Физическое и психическое здоровье, профессиональная пригодность. 6.Готовность к постоянному самообразованию. 7.Интерес к профессии.

Источник

Депутаты Самарской губернской думы направят министру здравоохранения РФ Татьяне Голиковой проект обращения с просьбой ускорить принятие перечня заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности. По мнению депутатов, это защитит школьников и студентов от неадекватных педагогов и преподавателей. В настоящее время нет специального медицинского обследования при приеме педагогов на работу, так как на федеральном уровне нет принятого перечня заболеваний. Медицинское и педагогическое сообщество обратилось в думу, и парламентарии поддержали данную инициативу.

Читайте также:  Гербалайф противопоказания при миоме

Согласно действующему трудовому законодательству, педагоги при поступлении на работу должны проходить предварительные медицинские обследования. Работодатель вправе требовать от претендента справку об отсутствии противопоказаний. Но на деле этих требований никто не придерживается, так как нет перечня показаний, общего списка заболеваний, которые ограничивают трудовую правоспособность педагогов. Единственное, чем может сейчас руководствоваться руководитель образовательного учреждения при отборе кадров, это перечень медицинских психиатрических противопоказаний, изданный в рамках закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он содержит указания на психические расстройства, при которых нельзя работать в учебно-воспитательных учреждениях, домах ребенка, интернатах.

На заседании комитета по образованию и науке Самарской губернской думы, которое прошло в четверг, 9 декабря, депутаты одобрили предложения об ускорении принятия перечня заболеваний. Проект обращения будет направлен министру здравоохранения РФ Татьяне Голиковой. Само ограничение трудовой деятельности педагогов по медицинским показателям связано со спецификой их деятельности: высоким уровнем ответственности, психическим и эмоциональным напряжением, постоянным контактом с подрастающим поколением. Но любые ограничения правомерны только тогда, когда есть юридическое основание.

Принятие перечня позволит обеспечить правовую защиту учащихся и исключить негативное влияние людей с определенными заболеваниями. Также это повысит ответственность администрации образовательных учреждений за подбор кадров. А возможно, повлияет и на увольнение сотрудников. Представитель правового управления аппарата областного парламента Андрей Саусин отметил, что к таким заболеваниям могут относиться психические расстройства, расстройства поведения, шизофрения, эпилепсия, по аналогии с перечнем для государственных служащих. В таком случае потребуется обследование не только у психиатра, но и у психолога. По мнению председателя комитета по образованию и науке Владимира Милюткина, такая инициатива от депутатов связана с тем, что «на преподавательские должности попадают неадекватные товарищи. Это мы узнаем из прессы, телевидения, есть и конкретные случаи. Практика такая есть, поэтому и законодатели обеспокоились». Как отметил Владимир Милюткин, лучше предвидеть последствия, чтобы не было потом печальных историй, которые нередко возникают в нашей стране.

«Мы просим, чтобы федеральное министерство определилось все-таки, утверждать этот перечень или нет. В Трудовом кодексе предусмотрено, что этот перечень должен быть, но его нет. Есть перечень для муниципальных и государственных служащих, но не для педагогов. Возможно, там будут такие же заболевания, мы не можем сейчас прогнозировать». Депутат самарской губернской думы Сергей Андреев дает однозначную оценку данной инициативе: «Раз установлено кодексом РФ, что должен быть такой перечень, значит должны быть утверждены заболевания, препятствующие педагогической деятельности. Их надо четко устанавливать, чтобы люди знали, кому нельзя быть педагогами», – говорит Андрей Саусин.

По мнению главного врача Самарской психиатрической больницы Михаила Шейфера, детей должны учить психически здоровые люди. Если есть явные признаки психического расстройства, то такой человек не должен работать в сфере образования. Но вводить дополнительные ограничения едва ли правильно: «У многих людей есть индивидуальные особенности, например, расстройства сна, и это не значит, что человек не может выполнять определенную работу. Разве человек без ноги не может быть физруком?». Есть профессии, связанные с опасностью, там есть свой перечень ограничений. В Трудовом кодексе РФ есть свои ограничения для ряда профессий, в том числе для работников сферы образования. Но дополнительные запреты стигматизируют людей, некоторых вычеркивают из профессии. «Я не думаю, что эта тема очень актуальна. Работа с детьми очень сложна, и педагог уже в ходе деятельности может стать психологически неустойчивым, это не повод его отстранять, нагрузка на педагогов очень большая».

Источник